Philips: световые решения

24 Января 2012

Офис месяца
Текст: Дмитрий АЛЕКСЕЕВ


Свобода и равенство

Гид по офису Philips 
С этого месяца мы будем педантично рассказывать о самых необычных офисах двух столиц. Первым в списке «экстраординаров» оказалось бизнес-пространство компании Philips (в 2011 г. ей стукнуло 120 лет!). Главные принципы организации рабочей зоны – гибкость, мобильность и активное взаимодействие между людьми
Основная «фишка» московского офиса концерна – здесь ни за кем не закреплено постоянное рабочее место с личной кофейной кружкой и фотографией кота. Такой подход называется workplace innovation (WPI). Дизайн всего офиса разработан самими сотрудниками. По мнению экспертов компании, концепция WPI вдохновляет людей на поиск новых идей и решений бизнес-задач. Экскурсию по офису для корреспондента OFM провела специалист по корпоративным коммуникациям Philips в России Юлия Петренко.
Новый филипсовский офис, который, кстати, принимает участие в Best Office Awards 2012, разделен на зоны для индивидуальной и совместной работы, отдыха, встреч и совещаний. Причем каждой из них соответствует свой дизайн и световое оформление. Работники либо занимают те места, которые свободны, либо те, которые им удобны. А некоторые, по договоренности с руководством, могут вообще трудиться дома. Ведь главное – эффективность работы, а не формальное отношение к ней. Любопытно, что у генерального директора (голландца) тоже нет рабочего места и он садится, где придется.
Существует несколько типов рабочих мест: open space для командной работы, помещения для желающих трудиться в одиночестве, переговорные комнаты на 4, 8 и 10 человек, а также с десяток тематических зон отдыха, каждая из которых носит свое уникальное название: «1950-е», «Париж», «Россия», «Природа», «Горы», «Океан», «Нью-Йорк», «Авангард», «Нидерланды» и «Рим». Сотрудник располагается за любым свободным рабочим столом, вводит свой личный код и внутренний добавочный номер для общения с коллегами. Уходя, оставляет место полностью свободным, а вещи хранит в именном шкафчике с ключами. Для обуви ангажирована и приспособлена целая комната.

Для повышения лояльности сотрудников проводятся тренинги, на которых объясняют, почему на рабочем месте нежелателен громкий звонок на мобильном телефоне, действительно ли вредно пребывать долгое время в замкнутом пространстве и зачем, наконец, необходимо содержать рабочий стол в стерильной чистоте.
Главная цель в дизайне интерьера – создание комфортных и вдохновляющих световых решений, которые подходят для каждой зоны и дополняют естественное освещение. В офисе есть открытые рабочие пространства с ровным дневным светом, зоны для индивидуальной работы и переговорные комнаты с регулируемым освещением, места для отдыха с разноцветной фоновой подсветкой. Все технологии, использованные в офисе, энергоэффективны и экологичны. Во всех помещениях установлены датчики движения, включающие освещение по мере приближения объекта к той или иной комнате.
Некоторые из сотрудников проводят определенную часть времени на встречах или же работают удаленно. Поэтому в офисе Philips рабочих мест меньше, чем сотрудников. Такой подход позволяет более эффективно использовать рабочее пространство и оборудование, структурировать время и общаться с коллегами из других подразделений. Абсолютно все, включая топ-менеджеров, работают на виду друг у друга, что дает возможность избегать формальностей, делиться опытом, повышает степень доверия. Рабочий день начинается с 7–10 часов утра (по желанию).

Обязательными считаются часы с 11 до 16 (если на это время не запланированы деловые встречи). Один день в неделю сотрудники могут работать дома – есть возможность организовать рабочие веб-митинги. А еще в компании не назначают встречи на пятницу – это день, когда разгребается все, что накопилось, и планируется следующая неделя.

Весь свет в офисе, естественно, филипсовский. Он дистанционно настраиваемый. Помещения оборудованы датчиками, которые выключают его, если отсутствует какое-либо движение на протяжении 40 минут.    Специальная система адаптирует искусственное освещение к естественному свету: вечером лампы горят более ярко, чем днем. Свет их не направленный, кажется даже, что лампы выключены. «Над местами сотрудников закреплены светильники с холодным направленным светом, способствующим концентрации (цветовая температура 4200 К), в зонах релаксации – с желтоватым, теплым и мягким (3200 К)», – руководитель проектного отдела компании Philips Дмитрий Пантюшин разложил систему освещения на составляющие. В open space уровень освещенности контролируется: когда за окном светло, лампы дают меньший поток света, вечером – больший. При таком раскладе глаза устают значительно меньше.

Шоу-рум представляет собой апартаменты, ведущую роль в которых исполняет продукция компании. В гостиной – аудио-, видеоаппаратура, в детской – гаджеты для малышей. Плюс солярий и ванная с душевой кабиной. В шоу-руме, как и в офисе в целом, активно используются передовые технологии автоматизированного управления освещением и вентиляцией.

До Москвы WPI уже использовался компанией в Швеции, Голландии, Норвегии, Индии, Сингапуре, Турции, Бразилии и Португалии. Вот как выглядят результаты внедрения в столичном офисе:
- с 5 до 15% выросло число тех, кого удалось удержать в компании;
- с 2 до 20% снизилось количество больничных;
- с 10 до 40% выросла продуктивность труда;
- с 5 до 30 % снизились затраты на командировки.
Далеко не формально в компании отнеслись к зоне релакса. Душ, массажные кресла, настольный футбол. В одной из комнат отдыха есть гамак, на котором можно подремать в разгар рабочего дня. Или после ланча. В другой – аппарат с музыкой 60-х.

Читайте также

Возврат к списку →