Камера... Мотор!

02 Ноября 2016

Их не знают в лицо, у них не берут автографы, они редкие гости на vip-премьерах, но без них не бывает большого кино. Они работают за кадром...



Филипп Ламшин


37 лет
Профессия: Звукорежиссер
Образование:
ВГИК

Фильмы: «Брестская крепость», «Батальонъ», «Самый лучший день», «Жених»
Награды: лауреат премий «Золотой орел» и «Ника» в номинации «Лучшая работа звукорежиссера» за картину «Брестская крепость», лауреат «Тэфи»


С юности я пытался учиться музыке, но в какой-то момент понял, что всю жизнь этим заниматься не хочу, потому что таланта нет. Захотел найти сферу, близкую к этой. Готовился поступать на кафедру музыкальной режиссуры, но подруга-режиссер предложила зайти во ВГИК, поговорить с людьми – познакомиться, пообщаться. Я был совершенно очарован всем, что услышал, и наконец- то понял, что хочу заниматься звукорежиссурой в кино. Принял решение за несколько дней. Хотя кино люблю с детства и много времени проводил в музее кино.

Этапы работы

Работа звукорежиссера включает в себя три этапа: участие в творческой и сценарной разработке, организация звука на площадке и монтажно-тонировочный период. И на каждой стадии у меня разные задачи, обязанности. В современном кино, к сожалению, часто пропускают первый этап. Раньше он был главным. На самом деле в сценарии буквально прописаны звуки: «в этот момент герой слышит ветер», потом «вступает легкая фортепианная музыка». И, прочитав сценарий, мы сразу ищем звуковое решение задачи. В съемочный период основная задача звукорежиссера – запись чистового или чернового синхрона. Чистовая синхронная фонограмма в дальнейшем используется в картине, черновая – основа для озвучивания. Помимо этого, звукорежиссер записывает фоны, уникальные шумы и звуки.

Сложные звуки

Простых проектов не бывает. Даже те, которые изначально кажутся несложными. Например, «Жених» с Александром Незлобиным. Комедия, в основе которой – звучащая речь, может быть, чуть-чуть музыки и точные адресные звуки, например мычание коровы. Хотелось создать атмосферу русской деревни, чтобы она красиво звучала, не перебивая и не отвлекая от разговоров людей.

На «Брестской крепости» было довольно тяжело. Девять месяцев производствен­ного ада: взрывов, стрельбы и криков. Со мной работали 15 человек, и все мы с таким материалом столкнулись впервые. Один занимался взрывами, второй – перестрелками, я записывал актеров, массовку, все сводил. Сначала мы хотели смонтировать так, как и было. Но сцена арт- обстрела – это семь минут беспрерывно­го шума, невозможное звуковое давление. Реально, но не кино. Мы много раз струк­турировали, выстраивали шумомузыкально, искали. Я хотел, чтобы все было очень детально, эффектно, страшно, но при этом добивался этакого «советского» характера звучания фонограммы.


Тонкости слуха

С одной стороны, слух портится, садится. Но это такие проблемы, которые обычный человек даже бы не заметил. С другой – в отличие от обывателя я очень внимательно отношусь к звукам, слушаю их, воспринимаю. Классический пример – звукорежиссер в автосервисе. Механик, обслуживая мой автомобиль, всегда говорит: «С тобой все просто. Ты идеально рассказываешь, что происходит с твоей машиной, мне сразу все ясно».


Елизавета Шмакова


40 лет
Профессия: кастинг-директор
Образование: Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Фильмы: «Измена», «Иван Поддубный», «Оптимисты», «Русалка», «Я вернусь», «Две женщины», «Долгий путь домой»

Мой папа – театральный режиссер Леонид Трушкин, мама – актриса Галина Шмакова. И первые навыки кастинг-директора я получила дома, на кухне, донимая родителей вопросом, почему ту или иную роль играет тот или другой актер. Я не предполагала, что подбор актеров может стать профессией. Окончила балетмейстерское отделение консерватории и занималась историей и теорией хореографического искусства. Однажды мои друзья готовились к съемкам фильма о балете. Им нужен был консультант. Именно в этой роли я и попала в киноиндустрию.

Зона ответственности 

Бывают режиссеры, которые точно формулируют свои желания. Как это ни парадоксально, с такой задачей сложнее работать. Ведь в любом случае актер, которого рассматривают на ту или иную роль, – это компромисс. Мне нравится работать с режиссерами, которые мне доверяют, потому что порой могу предложить совершенно неожиданный вариант решения задачи. Зачастую моя зона ответственности не ограничивается подбором основных героев. Приходится внимательно отслеживать работу бригадира по массовке. Мы отбираем типажи.

Долги ли, коротко...

Самый быстрый кастинг – картина режиссера Кирилла Серебренникова «Измена». Но скорость не помешала нам открыть для российского кинематографа двух прекрасных зарубежных актеров –Деяна Лилича из Македонии и немку Франциску Петри. Я столкнулась с ней совершенно случайно на киновечеринке в Берлине и тут же поняла, что именно ее мы и искали. И вот сейчас у Франциски вновь премьера в России – «Дуэлянт» Алексея Мизгирева.

Самый долгий кастинг – это проект «Оптимисты» с режиссером Алексеем Попогребским. Фильм еще не вышел на экраны, показ планируется на телеканале «Россия» в этом сезоне. Я благодарна продюсеру Валерию Тодоровскому, который позволил долго и подробно заниматься подбором актеров. Это был невероятно захватывающий и сложный проект. Около 300 персонажей, в том числе иностранцы. Съемки проходили в Минске, Калининграде, Париже и Москве. И при таком масштабе для меня самое важное было создать и сохранить актерский ансамбль, чтобы все актеры смотрелись как единая труппа. В нашей профессии это считается высшим пилотажем. Вот, удалось или нет, судить моим коллегам и зрителям.


   


Кинопсихолог

Профессия кастинг-директора совмещает в себе, на мой взгляд, две другие: дрессировщика – нельзя допустить, чтобы артист тебя «съел», и нейрохирурга – ты не имеешь права навредить актеру. Необходим баланс. Увы, для меня общение даже вне стен киностудии превращается в кастинг. Профессия обостряет способность слышать фальшь. Смотришь, слушаешь человека, а в голове – «верю – не верю», «убедительно или не убедительно». Кастинг-директора сложно обмануть, хотя порой так хочется обмануться.


Наталия Стыцюк


49 лет
Профессия:  художник по костюмам
Образование: ЛХУ им. В.А. Серова, ВГИК им. С.А. Герасимова
Фильмы: «Бедная Настя», «Обреченная стать звездой», «Адмиралъ» и т.д.
Награды: заслуженный художник РФ, лауреат премии «Золотой орел» за фильм «Адмиралъ»



Я – универсальный художник. Ри­совала с малых лет, окончила дет­скую художественную школу, потом и ленинградское художественное училище, позже, когда поняла, что хочу работать в кино, – ВГИК, от­деление по костюму. Мне интерес­но работать с актерами, создавать образы. Больше люблю историче­ские проекты, потому что на них создание костюма – фактически реконструкция картины эпохи. Все материалы по фильму изучаю сама, много общаюсь с консультан­тами – историками. Это большая исследовательская работа, но я ста­раюсь внести что-то свое в кино­образ. Во‑первых, актеру должно быть удобно работать в этой одежде, а во‑вторых, в сценарии могут быть прописаны какие-то характерные особенности героев, и их тоже надо учитывать в создании образа.

Профессия и жизнь

Мне тяжело смотреть кино, я начинаю следить за костюмами и просто теряю нить сюжета. Да и в жизни могу сходу дать краткую характеристику первому встречному, его настроению, только посмо­трев, во что он одет. Самое сложное в моей профес­сии – это стрессоустойчивость. Иногда нужно мгно­венно принять решение. Потому что на съемочной площадке бывает всякое. Нужно быть человеком об­разованным, уверенным в своей компетенции. Вооб­ще, в кино многое зависит от костюма, но, поступая во ВГИК, я даже не подозревала, что настолько.



Создание костюма

Этот процесс занимает несколько недель. Сначала я рисую эскиз, ре­жиссер утверждает данный образ, потом начинаем подбирать ткани и непосредственно шить. Порой, особенно на исторические проекты, костюмов отшиваем много. Напри­мер, на телесериал «Бедная Настя» сделали порядка 1200 единиц ве­щей, включая обувь, сумочки, шляп­ки… В общем, все, что вошло в кадр. А вот, сколько было сделано на «Адмирала», я даже затрудняюсь сказать, потому что там отшивали даже мундиры на всю армию. Знаю, что только на солдат было изготовлено около 4000 экземпляров.

Украшения приобретаем отдельно и соста­риваем, если необходимо. Есть «новодел», кото­рый можно купить, и он будет максимально по­хож на винтаж. Был случай: актриса принесла на съемку набор антикварных украшений с на­стоящими бриллиантами XIX века. Их – актрису с коробочкой, в которой лежали колье, сережки и перстень, – даже сопровождал ювелир. И вот артистка надела драгоценности, ей они очень шли. Но – удивительная история – камера их «не прочитала», бриллианты не блестели! А под­делки, искусственные алмазы, надетые на других артистах, смотрелись в кадре более выигрышно.




Роман Кантор


32 года
Профессия: сценарист
Образование: Международная парижская киношкола EICAR
Фильмы: «Хороший мальчик», «Елки-5»
Награды: приз за лучший сценарий (Time Off) на фестивале ArtKino Fest, главный приз «Кинотавр-2016» («Хороший мальчик»)

В профессии я почти восемь лет. Нет, в детстве я не меч­тал быть сценаристом: мне кажется, малыши вообще мало что знают об этой про­фессии. Но всегда хотел та­кую работу, которая была бы связана с кинопроизвод­ством. Поэтому пошел учить­ся в киношколу и там уже определился. По основному образованию я режиссер. Просто понял: начинающему режиссеру никто сценарии не принесет, поэтому решил писать сам. Так я нашел свое место в киноиндустрии.

Разный сценарий

Сценарии делятся на те, которые тебе заказывают, и на те, которые ты сочиняешь сам. Вроде и в том, и в другом случае ты пишешь сценарий, но это два принци­пиально разных способа работы, в каждом свои прблемы. У про­дюсера появляется тема, на кото­рую хотят снять кино. Либо уже существует какой-то сценарий, но он не устраивает продюсера, и тогда появляешься ты и пере­писываешь. Часто бывает, что проект много лет пишут разные люди, и даже после глобальной переписки правильного реше­ния может не найтись, поэто­му кино так и может остаться на бумаге. С другой стороны, у любого сценариста есть свои идеи, которые он вынашивает, записывает и в конце концов создает собственный ориги­нальный сценарий. Однако мо­жет выйти так, что сценарист будет единственным челове­ком, влюбленным в свою исто­рию. Он тратит много времени и усилий, а остается ни с чем.

Правильные решения

10 ноября в прокат выходит фильм «Хороший мальчик» (кинолента о неделе из жизни самого обычного школьни­ка. – Прим. автора). Первый полнометражный сценарий, который я написал в соавтор­стве с Михаилом Местецким. Фильму понадобилось поч­ти шесть лет, чтобы выйти на экран. Такой срок связан отчасти с финансировани­ем – сейчас сложно найти деньги на любое кино. Кро­ме того, нам хотелось, чтобы наш фильм могли смотреть и подростки, и их родители, поэтому необходимо было об­наружить правильное реше­ние. Несколько лет мы не мог­ли найти актера на главную роль – школьника Коли Смир­нова. В 2011 году на эту роль пробовался Семен Трескунов. Тогда ему было 12, и нам по­казалось, что он слишком мал. Искали еще, но так никого и не утвердили. Шел подгото­вительный процесс, год-два- три, за это время Семен подрос, снялся в нескольких фильмах, а потом снова пришел к нам на пробы и в итоге сыграл эту роль.



Сценарии делятся на те, которые тебе заказывают, и на те, которые ты сочиняешь сам. Вроде и в том, и в другом случае ты пишешь сценарий, но это два принци­пиально разных способа работы, в каждом свои прблемы. У про­дюсера появляется тема, на кото­рую хотят снять кино. Либо уже существует какой-то сценарий, но он не устраивает продюсера, и тогда появляешься ты и пере­писываешь. Часто бывает, что проект много лет пишут разные люди, и даже после глобальной переписки правильного реше­ния может не найтись, поэто­му кино так и может остаться на бумаге. С другой стороны, у любого сценариста есть свои идеи, которые он вынашивает, записывает и в конце концов создает собственный ориги­нальный сценарий. Однако мо­жет выйти так, что сценарист будет единственным челове­ком, влюбленным в свою исто­рию. Он тратит много времени и усилий, а остается ни с чем.

Текст: Валерия Хващевская


Мужской взгляд. Профессионалы от fashion >>>

Сельское дело. Фермерский бизнес >>>

Фитнес как бизнес >>>

Возврат к списку →