Боль моя: Как бороться с паразитами бизнеса

20 Ноября 2012
Текст: Юлия ЛАПИНА
relative.jpgДИАГНОЗ: РОДСТВЕННИКИ НА РАБОТЕ
ПАЦИЕНТ: Ольга, Владелица сети салонов красоты
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

«Моя племянница окончила курсы парикмахеров, и брат попросил взять ее в один из моих салонов. Проблемы начались еще в процессе оформления на работу. Она сказала, что не хочет оформляться как стажер, что для ее резюме это будет плохое начало. Я пошла ей навстречу, и она была принята как младший мастер. Почти сразу начались опоздания, через месяц мне в лицо было высказано недовольство зарплатой и коллективом, к тому же племянница распространяла сплетни обо мне, о моей семье и разных семейных проблемах, о которых слышала дома от отца. Мне пришлось ее уволить после прохождения испытательного срока, и брат на меня очень обиделся, считая, что я не дала его дочери второй шанс».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ

Казалось бы, взяв родного человека на работу, вы решили несколько проблем – и родственнику доброе дело, и надежный человек под рукой. Но часто бывает так, что такой сотрудник приносит невероятное количество проблем не только в коллектив, но и в семью. Старайтесь избегать деловых контактов с близкими родственниками и друзьями.

dependence.jpg
ДИАГНОЗ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОДНОГО СОТРУДНИКА
ПАЦИЕНТ: Виктор, руководитель IT-компании

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

«У меня в подчинении был сотрудник Игорь, отвечающий за базы данных. У нас компания небольшая, и поэтому мы старались, чтобы один человек выполнял максимальный объем работы, и этот сотрудник занимался не только безопасностью баз данных, но и нашим веб-сайтом, установкой программного обеспечения сотрудникам, технической поддержкой бухгалтерии. В какой-то момент я понял, что нельзя замыкать столько ответственной работы на одном человеке, и мы взяли второго сотрудника, чтобы работа была разделена. Но Игорь не только не стал с ним делиться работой, но и пришел ко мне с требованием повысить ему зарплату и уволить второго человека. Когда я отказался, Игорь написал заявление об увольнении и, уходя, пообещал, что мы все об этом пожалеем. На следующий день у нас действительно случилась полная неразбериха, потому что он поменял все пароли и стер из базы данных большой объем информации, а также разместил на нашем сайте большой баннер «компания жуликов и воров». Поскольку мы все понимали, чьих это рук дело, наша служба безопасности довольно быстро решила эту проблему, хотя нам потребовалось еще некоторое время, чтобы восстановить информацию и репутацию».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ

Экономия на персонале – это, конечно, хорошо, инициативный сотрудник, берущийся за любую работу, еще лучше, но не стоит забывать о старой доброй пословице, которая предостерегает класть все яйца в одну корзину. Старайтесь так распределить должностные обязанности между сотрудниками, чтобы не было такой области, о которой был бы осведомлен исключительно один человек.

anna_ryabova.jpgМНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Анна РЯБОВА
HR-специалис
т

Хотя российский трудовой кодекс принято усиленно ругать, на практике оказывается, что он всецело на стороне работника, а не работодателя и уволить сотрудника не так просто. Даже идя по официальной процедуре с выговорами, замечаниями, предупреждениями, увольнение по статье несоответствия занимаемой должности может обернуться для организации как имиджевыми, так и судебными потерями.

conflict.jpg ДИАГНОЗ: КОНФЛИКТ СОТРУДНИКОВ
ПАЦИЕНТ: Виталий, менеджер по продажам

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

«Так получилось, что у меня с коллегой, вопреки всем правилам, случился служебный роман. Когда он завершился, мы продолжали работать вместе и, соответственно, виделись каждый день. Мы расстались по моей инициативе, и девушка была очень на меня обижена, что не могло не сказаться на работе. Она распространяла сплетни обо мне не только среди сотрудников, но и среди клиентов. Могла позвонить поставщику и от моего имени отменить заказ, сорвать поставку и сказать, что это было мое поручение. В итоге, когда таким образом сорвалась очень важная сделка и наш основной клиент ушел к конкурентам, нас обоих уволили без каких-либо разбирательств».



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ

Сотрудники нередко конфликтуют на рабочем месте, и иногда такие конфликты приводят к серьезным последствиям для бизнеса. Нередки случаи, когда при ссоре владельцев бизнеса они начинают использовать коллектив, чтобы свести счеты друг с другом. Но и при конфликтах людей, находящихся на менее ответственных должностях, последствия могут быть весьма плачевными. В таких ситуациях непосредственное руководство конфликтующих сторон должно вмешаться и сделать все – если не для примирения, то хотя бы для соблюдения нейтралитета.

expansion.jpgДИАГНОЗ: ЧРЕЗМЕРНОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К РАСШИРЕНИЮ БИЗНЕСА
ПАЦИЕНТ: Кристина, руководитель по развитию сети японских ресторанов
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

«Владельцы сети всегда стремились расширять свой бизнес, за год нам был поставлен план открыть 10 новых ресторанов в Москве и еще 15 в других городах России. Мы старались делать все как можно быстрее, и это в итоге сказалось на качестве новых заведений. Если вопросы аренды, оборудования, ремонта еще удалось решить в более-менее приемлемые сроки, то с персоналом и управляющими была просто беда. Мы не успевали в такие краткие сроки обучить официантов и поваров нашим стандартам, и в итоге количество жалоб от посетителей росло в геометрической прогрессии. В итоге нам пришлось закрыть семь ресторанов, которые пустовали и приносили убытки.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ

Количество, как известно, не всегда превращается в качество. Расширение бизнеса может принести прибыль, а может и убытки – новые точки могут не только не окупаться, но и служить антирекламой остальным. Страх не успеть – не лучший советчик в бизнесе. Стоит также напомнить, что бизнес-план пусть долгими, но конкретными сроками поможет ориентироваться не только руководству, но и сотрудникам в дальнейшей судьбе бизнеса.

Timchenko.jpgМНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Валентина ТИМЧЕНКО
психолог


Люди – это то, что приносит компании прибыль и убытки. Правильно выстроенные отношения внутри коллектива – вот на самом деле основная задача руководителя. Кто-то пытается справиться с этой задачей сам, а кто-то подходит к данной проблеме более профессионально и нанимает организационных психологов. На мой взгляд, второй подход более конструктивный, так как не только дает руководителю возможность больше заниматься непосредственно делами бизнеса, но и предоставляет сотрудникам право пользоваться услугами психолога как посредника между ними и руководством, что, конечно же, сглаживает многие острые углы и снижает напряжение в коллективе.


initiative.jpgДИАГНОЗ: ЧРЕЗМЕРНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ
ПАЦИЕНТ: Семен, владелец дизайн-бюро

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

«У меня был сотрудник Виталий – очень инициативный менеджер по производству продукции нашего дизайна. Мы решили производить пробной партией полки для книг из прозрачного пластика. Для первой партии я просил организовать производство 1000 штук, чтобы понять, как будут идти продажи, но Виталий решил по-своему и заказал партию в 10 000 штук, аргументируя это тем, что, по его мнению, товар разберут, как горячие пирожки. Когда я узнал об этом, то уволил его в тот же день, хотя все 10 000 действительно раскупили очень быстро, но субординация для меня превыше всего».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ

Как бы ни были свежи и интересны идеи сотрудников, последнюю ответственность все равно несет руководитель, и ему отвечать за все взлеты и падения компании, поэтому он имеет полное право требовать подчинения своим приказам и распоряжениям. Все спорные вопросы, конечно же, могут обсуждаться в процессе, но когда окончательное решение уже принято и не исполнено сотрудником с аргументацией «я знаю как лучше», к сожалению, ничего не остается, как расстаться с ним и его инициативностью.






Возврат к списку →