Светский раут

12 Декабря 2012
Текст: Дарья РОМАНОВА

СНАЧАЛА ВЫ К НАМ!

Итак, оно перед вами – распоряжение генерального директора о надвигающемся новогоднем приеме. Он просит, чтобы гости были вовремя приглашены, вкусно накормлены, душевно развлечены и положительно впечатлены. Бюджет, безусловно, ограничен. Да что говорить, смешной бюджет, и никакого великосветского приема на эти деньги, кажется, не устроишь. Но мы попробуем. Потому что на Новый год даже самые безнадежные дела обычно спасает некое чудо.

В первую очередь стоит определиться с форматом встречи, будет ли это ненавязчивый новогодний завтрак для создания гостям тематического настроения или громоздкий и пышный сейшн в «греческом зале» с дресс-кодом, музыкантами, культурной программой и добротной едой.

shutterstock_41894872.jpg

LIGHT ФОРМАТ

Первый вариант дешевле и проще, к тому же обеспечивает почти стопроцентную явку – в преддверии главного праздника года человек деловой бывает свободен именно по утрам, вечерами же охотится за подарками и пишет годовые отчеты. Для воплощения идеи нам необходимы:

Основная идея мероприятия. Что оно про Новый год, понятно, но не будут же гости довольствоваться шампанским с мандаринами. Поэтому включаем фантазию. За основу принято брать направление деятельности вашей компании: продаете детские игрушки – придайте завтраку флер игры или детского утренника, оказываете юридические услуги – дарите сертификаты на бесплатные консультации.

Место действия. Для завтрака предпочтительно просторное и светлое помещение с большими окнами и красивым видом на мегаполис. За бокалом шампанского гости будут наблюдать, как просыпается в зимних сумерках город, и гадать, что за подарки вы им приготовили.  

Презенты. Без них никак. Сначала вы, конечно, подумаете о «приятных мелочах» с корпоративной символикой: ежедневниках, календарях, ручках и флешках. К сожалению, такие подарки многими воспринимаются как мусор и выбрасываются в ближайшее помойное ведро (кроме разве что флешек). Лучше не экономить и вместо корпоративного барахла вручить гостям по бутылке хорошего вина в красивом пакете – ему-то уж точно найдется достойное применение. 

Приглашения. Если есть возможность, закажите их в проверенной полиграфической фирме, причем сильно заранее – под Новый год печатники обычно загружены под завязку. Впрочем, для новогоднего завтрака можно ограничиться и электронными приглосами, главное, чтобы они манили, обещали и поздравляли. После рассылки обзвоните приглашенных, чтобы убедиться – письма дошли до адресатов и определиться с точным количеством гостей. Для пущей солидности снабдите письмо модным P.S.: «Пожалуйста, не распечатывайте это письмо, берегите нашу планету». Такая подпись – не просто позиционирование вашей компании как приверженца экотренда, но и хитрое объяснение, почему приглашение демократично отправлено по почте, а не доставлено в офис с курьером в бабочке.

Меню. Обязательная часть любого приема. На еде нельзя экономить: голодный партнер – злой партнер. Обязательные составляющие завтрака: легкие закуски (бутерброды, канапе); горячие закуски (теплые пироги, мини-пиццы, шашлычки); сырная и мясная тарелки, фрукты; чай, кофе, ненавязчивый алкоголь. Форма трапезы – фуршет. Продумайте декор стола: расставьте вазы с мандаринами, позаботьтесь о наличии натуральных еловых или сосновых веток – знакомые с детства запахи автоматически создадут праздничное настроение. На входе раздавайте гостям бутоньерки из мишуры или значки с милыми змейками – символом года.

Программа. Беспроигрышный вариант – предложить собравшимся мастер-класс на любую тему: от самостоятельного приготовления разноцветных macarons до создания новогодних елочных украшений или аксессуаров. Совместное творчество объединяет и раскрепощает, а его результаты можно унести с собой – съесть с коллегами или подарить домашним. Мастер-класс можно связать и с тематикой компании: представляете бьюти-индустрию – варите мыло, туристический сервис – создавайте авторские пляжные полотенца.

shutterstock_99590840.jpg

NOTA BENE!

Не забывайте о главных целях мероприятия: напомнить о себе, подвести итоги, наметить перспективы, закрепить отношения. Особое внимание уделите подготовке содержательной составляющей: выступлению главы компании, созданию основной темы для обмена мнениями и умелому «выстраиванию» выступлений-поздравлений участников встречи, которые по ходу приема координирует ведущий. Их цель – сделать мероприятие продуктивным и полезным. Если завтрак запланирован совсем уж неформальный, можно ограничиться поздравлениями руководителя.

3 признака завтрака

Места за столами не планируются (напитки, закуски предлагаются официантами).

Время: от 1,5 до 2 часов в промежутке с 12.00 до 15.00.

Форма одежды – повседневная (если иное не оговорено в приглашениях).

Вечерний прием

Это уже более торжественная и серьезная история, предполагающая многообразием форм: чай, коктейль, фуршет, обед или целый ужин.

shutterstock_117689860.jpg

Чай – это традиционно женская встреча с пирожными и фруктами продолжительностью 1,5–2 часа, и, если дамские посиделки вписываются в сферу вашей деятельности, почему бы не порадовать дружественных барышень.

Коктейль и фуршет (проводятся стоя) – сейшн в промежутке с 17.00 до 20.00. Длится 2 часа. В меню холодные закуски, кондитерские изделия, фрукты (иногда горячие закуски). Спиртное выставляется на столиках или разносится в бокалах официантами. Форма одежды – по указанию в приглашениях.

Обед организуется с 20.00 до 21.00 и длится 2–2,5 часа. Подаются: холодные закуски, суп, горячее (мясное и рыбное), десерт, спиртные напитки (к каждому блюду свои). После обеда (длительностью час) гости приглашаются в другой зал, где им предлагается чай или кофе.

Ужин – самый поздний прием. Начало в 21.00 или позднее. Меню аналогично обеденному. Форма одежды – темный костюм, смокинг или фрак для мужчин и вечернее платье для женщин.

 shutterstock_37835260.jpg

Оптимальный формат вечернего приема – новогодний обед. Коктейли-фуршеты для итоговой вечеринки слишком демократичны, а ужин – совсем уж помпезное мероприятие, подходящее для событий государственного масштаба.

Вот из чего делается хороший обед:

 • Помещение. Оно прежде всего должно соответствовать количеству гостей, располагать хорошей вентиляцией и находиться в центре города. Откажитесь от бизнес- и развлекательных центров системы «все включено», подойдет только внушительный ресторан – для компаний традиционных нравов или арт-площадка – для продвинутых, инновационных и нанотехнологичных.

• Еда. Меню должно учитывать вкусы, национальные и религиозные традиции приглашенных (позаботьтесь, по обстоятельствам, о приготовлении и постных, и вегетарианских блюд).

Официальная часть. Обязательны CEO, поздравления-благодарности гостям и пламенные речи о планах и перспективах.

• Культурная программа. Музыканты, артисты, фокусники, дрессировщики тигров – гости должны есть и видеть шоу. С выбором скоморохов будьте осторожны: отдавайте предпочтение более традиционным творческим коллективам, опасайтесь ультрамодных артистов – они всегда немного на грани фола. Между песнями и танцами выбирайте второе: пластичные па универсальны и редко вызывают раздражение публики. Вы также можете устроить литературный вечер или показать гостям хорошее кино, однако помните, что высокое искусство заставляет людей задумываться о жизни, настраивает на философский лад в то время, как ваша задача – развлекать.

Подарки. Бутылкой шампанского на выходе новогодний прием не ограничивается. К выбору подарка нужно подойти ответственно. Корпоративная канцелярка отметается сразу, дар должен быть полезным и запоминающимся. Банальное решение – корзина с гастрономическими изысками. Более интересное – приятные аксессуары для дома или автомобиля. Если вам все же хочется, чтобы корпоративная символика присутствовала на подарках, закажите уютные красивые шарфы или варежки со значком компании, но пусть они будут аккуратными, не бросаются в глаза. Не забудьте провести новогоднюю лотерею: собирайте визитки или бумажки с именами, разыгрывайте призы от спонсоров. Лучше если это будет несколько хороших гаджетов, чем один роскошный автомобиль.

А ТЕПЕРЬ МЫ К ВАМ!

Вот оно – хрустящее приглашение в серебристом конверте от компании N, любезно предлагающей вам проводить старый год в приятной компании и дружеской атмосфере. Отметьте оптимистичной  галочкой обозначенный вечер в ежедневнике, запишитесь на укладку и маникюр и обратите внимание на заявленный дресс-код.

shutterstock_117930877.jpg

 White tie, Ultra-formal

Самый строгий из всех существующих, сопровождает мероприятия с участием королевских особ, международные дипломатические приемы высокого уровня, балы, вручение премии. Обязательны вечернее платье в «пол», чулки, туфли на каблуке, перчатки «оперной» длины (закрывающие локоть), вечерняя сумочка и только настоящие драгоценности. Нельзя надевать часы (если только они не украшены драгоценными камнями и не выглядят издалека как браслет), бижутерию. Не уместны голые руки и распущенные волосы а-ля натюрель.

Black Tie

Сопровождает большинство формальных мероприятий, таких как званый ужин, официальный вечерний прием, свадьба, премьера в театре и т.п. Допустимы коктейльное или длинное вечернее платье и бижутерия.

Black Tie Formal

Подразумевает более модный вид, возможно использование ярких деталей и оригинальных аксессуаров.

Black Tie Invited

Званый ужин в дорогом ресторане, корпоративный банкет с ограниченным количеством гостей. Уместны платье для коктейля или нарядный костюм.

Creative Black Tiе

Этот дресс-код менее строгий, чем все предыдущие, он довольно часто фигурирует в приглашениях на новогодние вечеринки. Можно использовать в образе необычные детали, еловые бутоньерки и всякие креативные штучки.

Cocktail Attire

Мужчины просто надевают темный костюм, а женщины – платье для коктейля.

Semi-formal

Самый каверзный дресс-код, так как допускает свободу выбора, но в то же время требует строгого соответствия характеру мероприятия. После 18.00 вам позволено выбрать короткое нарядное платье или изящную юбку с красивым топом, до этого времени – нарядный костюм или дневное платье.

A5 (After Five)

Любое вечернее мероприятие, которое начинается после 17.00. Приветствуется платье для коктейля или нарядные сепараты, например открытый праздничный топ и юбка или костюм.

After 5 casual

Слово casual не должно вводить в заблуждение, речь идет не о поношенных джинсах, а о модной одежде от дизайнеров или известных брендов, вне зависимости от того, наденете ли вы стильный пиджак или шелковую блузку.

На неофициальных мероприятиях может использоваться дресс-код, изобретенный самими организаторами торжества. Например, Total Black означает, что вы должны быть в черном с ног до головы, а Red Party предполагает оранжевые детали одежды или аксессуары.

shutterstock_65402278.jpg

Помимо указаний о форме одежды, на пригласительных вы можете обнаружить и другие важные аббревиатуры:

S.t. (sine tempore – лат.) – точно, вовремя, без опоздания;

C.t. (cum tempore – лат.) – с опозданием не более чем на четверть часа (академическое опоздание);

R.S.V.P. (Reponse S'il Vous Plait – фр.) – просьба ответить.

Игнорирование последнего является грубейшим нарушением этикета. R.S.V.P. означает, что, независимо от того, собираетесь вы присутствовать или нет, нужно непременно позвонить или написать ответ, причем не позже кануна торжества.

ЗА СТОЛОМ

Итак, с выбором платья мы определились, к назначенному времени прибыли, с welcome-drink расправились. Пора за стол.

 Если формат мероприятия – фуршет, дождитесь, когда организаторы официально пригласят вас попробовать угощение. Тарелки обычно расставлены аккуратными горками справа и слева от стола с едой, смело берите одну и двигайтесь вместе с коллегами вдоль стола – от холодных закусок к мясу и рыбе. После каждого подхода к столу тарелку следует менять.

Если формат мероприятия – банкет и вас приглашают за накрытый стол, не спешите плюхаться на ближайший свободный стул. Во-первых, рассадка может быть именная – тогда вас лично пригласят за стол и укажут место, где лежит табличка с именем. Во-вторых, гости могут быть собраны за столом по интересам или стратегическим соображениям приглашающей стороны. В таком случае при входе обычно выдается номерок, который вы и найдете на закрепленном за вами столиком.

Учитывая общую демократичность современных реалий, организаторы банкетов давно отказались от премудрых и многочисленных вилочек и вилок. Более того, позволяется даже есть вилкой без ножа, если перед вами салат, и перекладывать вилку с ножом из руки в руку, если подается котлетка из крабов с картофельным пюре.

НАВОДИМ МОСТЫ

Новогодний прием – отличная возможность завести полезные знакомства, укрепить существующие, а за аперитивом обсудить и даже решить насущные проблемы. Важно подходить к щекотливым вопросам постепенно и дипломатично, не спрашивать в лоб и не бить под дых. Похвалите мероприятие, поговорите на отвлеченные темы, спросите о новогодних каникулах и аккуратно подойдите к волнующей вас теме. Важный момент – не говорите в неформальной обстановке о подробностях и тем более о деньгах, если вопрос финансовый. Обозначьте основную линию, а детали предложите обсудить в более деловой обстановке. В новом году.

shutterstock_116303704.jpg

Возврат к списку →