ВЫСШЕЕ и ОБЩЕСТВО

01 Октября 2013
Текст: Юлия ЛАПИНА
shutterstock_101968135.jpg
Список успешных людей без высшего образования впечатляет: Альберт Эйнштейн, Джон Рокфеллер, Генри Форд, Стив Джобс и Стив Возняк (Apple), Билл Гейтс и Пол Аллен (Microsoft), Майкл Делл (Dell), Ларри Эллисон (Oracle), Джейк Гилленхол (актер), Жак-Ив Кусто, Роман Абрамович, Киану Ривз, Джорджио Армани, Камерон Диаз, Николь Кидман и Том Круз

Американская пресса не раз подшучивала над Гейтсом, что легко бросать колледж, когда у семьи такие связи. Родители Билла (отец – корпоративный адвокат и мать – член совета директоров крупного банка) смогли обеспечить ему поступление в престижный колледж, а затем и в Гарвардский университет, из которого он был отчислен, но к тому времени уже успел обзавестись нужными знакомствами. К тому же сама компания Microsoft, невзирая на опыт своего основателя, охотится за студентами из американских топ-факультетов, куда поступить не так-то просто. И вот вопрос: актуально ли сегодня наличие диплома или все решают личные качества?

Начать стоит с того, что есть профессии, заниматься которыми без специального образования просто не позволит закон: например, врачи, юристы, инженеры. Вряд ли клиника возьмет на работу хирурга только потому, что он креативный, энергичный и целеустремленный. Или человек получит право работать адвокатом из-за повышенного человеколюбия и своего собственного оригинального взгляда на законодательство. Другое дело, если область, в которой вы себя реализуете, не имеет формальных требований.

На право пойдешь…

Путь к высшему образованию тернист. Начало свое он берет в раннем возрасте с навязчивых вопросов «кем ты хочешь стать».

По данным Центра трудовых исследований ВШЭ, каждый четвертый выпускник вуза в стране занимается работой, не требующей высшего образования, притом что 75% выпускников школ стремятся в вузы. Быть может, если бы они понимали, чем действительно хотят заниматься в жизни, этот процент был бы значительно ниже.

Окончив школу, человек выбирает специальность почти наугад: «подруга поступает туда же», «название факультета понравилось», «мама так сказала», «по баллам ЕГЭ проходил» и т.д. О будущей профессии он практически ничего не знает. В итоге для одних работа превращается в ежедневную пытку, другим приходится менять специальность и учиться заново.

Как следствие, в России больше половины выпускников вузов не работают по той специальности, которая написана у них в дипломе. Для некоторых профессий эта доля доходит до 70–90%. Конечно, все зависит от масштабов, но, если это становится массовым явлением, дело чревато огромным ущербом для государства и сильнейшими неврозами для граждан.

Во многих развитых странах существует многоступенчатая система, помогающая подростку осмысленно выбрать специальность. У нас такой пока нет, и никто не торопится ее выстроить.

Взгляд из-за бугра

Untitled-1.jpg

Наталья Курнова, HR-менеджер

Мне кажется очень адекватной система образования в Европе. Там не принято, чтобы после школы было так уж необходимо куда-то поступать. Сначала служба в армии, участие в разнообразных добровольческих проектах. На некоторые специальности в Европе вообще берут только лет с 23–24, например на медицинские. Потому что человек должен достичь определенной личностной зрелости, прежде чем сможет научиться определенным навыкам.


С каждым годом в Европе и Америке все очевиднее становится тенденция более позднего выбора профессии. Финальное решение теперь принимают после 20 лет.

Россия идет своим путем: выбор профессионального будущего приходится делать все раньше и раньше. У нас это похоже на спринтерский бег – скорее, можно экстерном, закончить школу, дальше сразу в институт.

Наличие высшего образования стало обязательным, без него ты вроде как не то что недочеловек, но точно недоспециалист. При таком подходе вопросы «зачем?», «на какую специальность?» отходят на второй план. Главное, поступить, получить «вышку» – это уже общественное мнение. 


shutterstock_148649318.jpg

Медальный зачет

Так или иначе происходит обесценивание высшего образования, оно утрачивает элитарный характер. Наличием двух дипломов сейчас никого не удивишь. Расширились и упростились возможности для его получения (в том числе этому способствует развитая сеть негосударственных учебных учреждений и увеличение количества коммерческих мест в государственных вузах). Однако это вовсе не означает, что каждый диплом подкреплен высокой профессиональной компетенцией выпускника.

Международная организация экономического сотрудничества и развития опубликовала доклад «Взгляд на образование-2012». В рейтинге стран, приведенном в докладе, Россия заняла первое место по количеству людей с высшим образованием (54%) в возрасте от 25 до 64 лет. Второе и третье места достались Канаде (51%) и Израилю (46%), а США остались на 4-м месте с показателем в 42%. Но при этом в международном рейтинге вузов Webometrics-2013, который составляется по итогам анализа сайтов вузов и востребованности у интернет-пользователей, из более чем 20 тысяч ведущих мировых университетов российские МГУ на 79-м месте, СПбГУ – на 446-м.

Конечно, Россия может гордиться, что в некоторых рейтингах МГУ занимает место в первой сотне лучших вузов мира. Но то, что среди наиболее престижных заведений фигурируют только два российских вуза, – это уже характеристика отсутствия системы.

Матрица

Информационная революция XXI века предъявляет новые требования к людям любой профессии, это в первую очередь умение обращаться с огромными информационными потоками – знать, где информацию добыть, адекватно отфильтровать и использовать для решения имеющихся задач. А также быстро реагировать на все новое.

Как это непросто, знает каждый, кто покупает новые модели телефонов и понимает, что без пары высших инженерных образований в них уже скоро будет не разобраться. В то же время мы можем наблюдать, как пятилетние дети ловко закачивают игрушки из интернета в новый смартфон, пока папа мучительно изучает инструкцию к нему. При этом, когда ребенок пойдет в школу, вполне может быть, что традиционная система образования изрядно уменьшит его энтузиазм к поиску нового.

Старые рельсы

Посмотрим правде в глаза – большинство знаний, которым сегодня обучают в школах и вузах, не актуальны и не практичны. Школьников и студентов пичкают знаниями, 95% из которых им в жизни никак не понадобятся. В вузах говорят: «Забудьте все, чему вас учили в школе», при выходе на работу: «Забудьте все, чему учили в институте».

Основной формой занятий в вузах остаются лекции, аудиторная нагрузка раздута, набор дополнительных курсов минимален или полностью отсутствует. Сегодня продолжают действовать формы и методы обучения середины прошлого века. В результате все чаще слышатся жалобы выпускников о том, что у них недостаточно навыков практической работы.

Untitled-2.jpg

Сергей Мясоедов, Вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования, профессор

Наша система вузовского образования по большей мере ориентируется на запоминание и усвоение огромного количества готовых материалов и решений. Европейская и американская системы – на обучение самостоятельному поиску необходимой информации, ее обобщение и анализ и, наконец, на поиск собственных решений.

Для того чтобы иметь доступ к самым современным базам данных, чаще всего англоязычным, вузу нужно оплачивать такой доступ, а студентам знать английский язык как минимум на базовом профессиональном уровне. В университетах нет современных библиотек – таких, где были бы открытый доступ к книгам, система электронного поиска, доступ к международным изданиям и онлайн-библиотекам. Что тут говорить, если и в областных научных библиотеках из-за недостатка финансирования продолжает устаревать фонд учебной литературы. Порой там можно найти учебные пособия для высшей школы пятилетней давности и старше, притом что информация в большинстве научных областей обновляется чуть ли не ежедневно.

shutterstock_101968126.jpg

В погоне за вчера

Система гибкого обучения, предполагающая определенный набор факультативных и обязательных курсов, у нас не развита. Если рассматривать европейские классификаторы специальностей: у них штук 80, у нас – почти 600.

С другой стороны, многие специалисты в области образования сегодня говорят о том, что само представление о специализации устарело. Появляются новые специальности, содержание уже существующих меняется каждые пять лет. Существующая в России система высшего образования просто не в состоянии вовремя реагировать на эти изменения. Как результат, выпускник выходит из стен вуза с устаревшими знаниями и вынужден обучаться уже в процессе трудовой деятельности. Кроме того, как показывает выборочный анализ статистики карьер, успех в той или иной сфере деятельности практически не зависит от специальности, обозначенной в вузовском дипломе.

Для трех из четырех менеджеров по персоналу гораздо важнее личность кандидата, чем то, какой вуз он окончил. Результаты опроса представителей HR-служб российских организаций и предприятий показали, какие качества являются определяющими при приеме на работу:
Уровень и качество образования34%
Наличие профессионального опыта, хотя бы минимального45%
Личностные компетенции и деловые качества74%
Знание специфики компании13%
Другое5%
Затрудняюсь ответить3%
По данным портала Superjob.ru

0442_richard-branson.jpg
7 миллионеров без «корочки»

Амансио Ортега

Владелец сети магазинов и текстильного производства Zara бросил школу в 14 лет. Сейчас он является самым богатым человеком Испании с состоянием в $25 млрд.

Франсуа Пино

Один из трех самых богатых людей Франции, владелец Gucci, Converse и Samsonite.

Карл Линднер

Бросил школу, чтобы помочь семье: работал разносчиком молока. Впоследствии стал владельцем банановой компании Chiquita и «королем мороженого». На сегодняшний день его состояние составляет $1,7 млрд.

Ричард Брэнсон

В 16 лет бросил школу для того, чтобы издавать журнал о культуре и искусстве. В 20 лет основал звукозаписывающую компанию Virgin, продавая музыкальные записи по почтовой рассылке. Сейчас в мире насчитывается около 200 его компаний, также Брэнсону принадлежит два острова в Карибском море. Общая сумма состояния бизнесмена составляет $4 млрд.

Джим Кларк

Так и не смог закончить старшую школу, но сумел основать такие гигантские компании, как Silicon Graphics, Netscape Communications, myCFO и Healtheon.

Альберт Попков

Основатель сайта «Одноклассники.ру» может похвастать лишь аттестатом о среднем образовании.

Олег Тиньков

Владелец компании «Тинькофф» (банковские услуги, ранее – производство пива, сеть ресторанов) осилил лишь три курса Горного института в Санкт-Петербурге.

Школа комбинаторов

Можно ли научиться быть успешным? А что если параллельно учиться бизнесу и вести свое дело? Многие менеджеры идут именно таким путем, и поэтому им удобно образование МВА в России – совмещать практику и обучение. К тому же предприниматели идут на это для того, чтобы получить доступ на тот или иной рынок. Ведь многие сферы бизнеса закрыты, а на МВА ты попадаешь в нужный тебе круг общения, получаешь доступ к нужным людям.


Возврат к списку →