Озеленяй и здравствуй: умные офисы столицы

20 Мая 2014

Текст: Татьяна Дворникова

Вряд ли в середине XVIII века рабочий мануфактуры мог представить условия, в которых много лет спустя окажется современный офисный сотрудник, «белый воротничок». Особенно он позавидовал бы тем, кто трудится в экоофисах, обустроенных по последним трендам «зеленых» технологий

 shutterstock_136702832_2.jpg

Просторные и светлые помещения с уютными зонами отдыха, живые растения, экологичная и эргономичная мебель, переработка отходов – комфорт с заботой о сотрудниках и окружающей среде. Зачем? Раз в офисе мы проводим большую часть нашей жизни, нужно сделать так, чтобы сотрудникам было приятно и удобно не только работать, но и отдыхать. Office magazine расспросил ведущие компании, как они добились всеобщего «озеленения».

Буквы закона

Проектировать «зеленые» здания и контролировать их качество позволяют три международные системы экостандартов.

BREEAM (BRE Environmental Assessment Method) – британский метод оценки экологической эффективности, который присуждает сертификат, исходя из критериев энергообмена, материалов, водных ресурсов, использования земельного участка и утилизации отходов. Был придуман первым в 1990 году. Метод пользуется большой популярностью по всему миру. В России комплексов, обладающих таким сертификатом, всего три, они, конечно, находятся в столице: это бизнес-центры «Дукат Плейс II», «Дукат Плейс III» и «Японский дом».

DGNB (German Sustainable Building Council) – самый понятный и гибкий рейтинг, созданный в 2007 году немецким Советом по устойчивому развитию. Широкий набор характеристик (экономические, экологические, функциональные и социокультурные показатели) позволяет оценивать совершенно разные типы зданий: от коммерческих до социальных и жилых помещений. Российские эксперты отзываются о DGNB очень высоко, однако среди инвесторов популярностью он пока не пользуется: сертифицировано лишь одно здание на Ленинском проспекте в Москве.

LEED (The Leadership in Energy and Environmental Design) – американский рейтинг и еще одна альтернативная система сертификации. Как отмечают специалисты, требования у LEED достаточно жесткие. Поэтому здания, получившие сертификат, ценятся особенно высоко, а процесс подготовки может длиться от полугода до нескольких лет. Пионерами LEED в России стали завод SKF в Твери, производство «Хамильтон Стандарт-Наука» в Кимрах, а также штаб-квартиры компании «Сименс» и главный офис «Дойче Банк» в Москве.

Операция LEED и другие приключения офиса

Сократить вредное воздействие на природу проще, работая из дома. Но если «удаленка» не устраивает начальство, расскажите ему про «зеленые» стандарты в архитектуре. Экодевелопмент, или строительство энергоэффективных зданий, – достаточно молодое перспективное направление, которое наконец перекочевало и в Россию. В итоге выигрывают все: девелоперы, подрядчики, арендаторы офисов.

1(6).jpg

В 2011 году сотрудники «Сименс» переехали в новый энергоэффективный, экологичный и безопасный офис на Большой Татарской улице, который вмещает 1000 человек. В 2012 году все здание получило золотой сертификат LEED, набрав 72 балла в рейтинге из 100. Из нововведений – сокращение потребления воды на 36%, интеллектуальная система управления зданием, включая вентиляцию, кондиционирование воздуха, охлаждение и отопление, а также светодиодное освещение, контроль доступа и система распределения энергии. Экономить рубль помогает система Green Building Monitor, которая отображает данные по расходу воды, электроэнергии и тепла.

Кухня Сименс.jpg

Офис Сименс.jpg

Рабочая зона Сименс.jpg

Нет привычных стенок и перегородок, придя на работу, сотрудник может выбрать любое свободное рабочее место – здесь действует режим мобильного офиса, который позволяет работать «удаленно». Чтобы изменения были понятны сотрудникам, в компании проходят опросы. Удобное пространство организовано не только внутри, но и снаружи: так, недавно был решен вопрос об открытии пешеходного перехода через Большую Татарскую улицу.

 Награда LEED Дойче банку.jpg

Проводником экологической политики в России также стал «Дойче Банк». Компания получила сертификат LEED за эффективное использование ресурсов и высокие характеристики энергосбережения. Как объясняет Дмитрий Агишев, вице-президент «Дойче Банк» в России, требования компании по строительству зданий сходны с требованиями LEED, поэтому им было проще, чем остальным. Среди достижений – 20% внутренней отделки офиса было выполнено из повторно используемых материалов, компания стала экономить 51% воды за счет использования специальных клапанов и кранов, на треть увеличился свободный поток атмосферного воздуха. В офисах осуществляется замена одноразовых пластиковых бутылок на стеклянные брендированные бутылки для многоразового использования, а также замена пластиковых стаканов на бумажные. Отдельная ниша – сортировка мусора: здесь практикуется раздельный сбор бумажных отходов в специальные контейнеры, а также утилизация бумажной и пластиковой продукции.

Забота о сотрудниках, пожалуй, главный «конек» компании: управление по работе с персоналом инициировало ряд образовательных программ, в том числе по изучению иностранных языков. Были созданы английский дискуссионный клуб и клуб английского письма. Дополнительно сотрудники могут тренировать свои навыки написания эссе, формальных и неформальных текстов на аналогичные темы. Что касается активного отдыха, то особой популярностью пользуются корпоративный волейбол и баскетбол. После работы сотрудники часто отправляются в арендованный спортзал. Чтобы получить заряд бодрости, с самого утра в офисе проводятся занятия йогой. Эта гимнастика – один из лучших способов размяться и снять напряжение.

Обе компании не называют затраты на проект, но эксперты поясняют, что они очень существенно отличаются от стандартного ремонта: подготовить и сертифицировать офис очень дорого, издержки высоки и окупаются достаточно долго. Однако если бизнес придерживается концепции экоофиса, то забота об окружающей среде всегда стоит в приоритете у ее сотрудников.

 По мнению Елены Смирновой, автора книги «Зеленый офис» и директора по развитию агентства Экобюро Greens, офис можно считать экологичным, если все работники – от дирекции до подчиненных – начинают экономить ресурсы, избегать лишних затрат, сокращать расходы на закупки и придерживаться безопасных технологий. Ключевой момент – собственное стремление сотрудников максимально реализовывать программу здоровой обстановки, ориентироваться на экопросвещение не только на работе, но и дома. «Шикарных и действительно качественных офисов в Москве не более 15», – считает Елена Смирнова. Однако те, кто не успел арендовать помещение в «зеленых» бизнес-центрах, могут не отчаиваться: заботиться о природе можно и в автономном режиме. Для этого в России существует программа «Листок жизни», по которой сертификаты получают отдельные офисы, а не целые здания. Процедура сертифицирования обходится офису в 200 тысяч рублей.

Эффект бабочки

Сегодня к сертификации готовятся компании Amway и KPMG, которые уже несколько лет ответственно подходят к сортировке и утилизации мусора, энергосберегающим технологиям, принципам рационального водоснабжения, а также проводят актуальные мероприятия для сотрудников по продвижение идеи «зеленого» образа жизни.

 IMG_2246.jpg

Проект Amway «Экоофис» начался в 2012 году. Он реализовывался при активной поддержке Всемирного фонда дикой природы. Бабочка стала специальным логотипом для повышения узнаваемости программы. С этого момента была разработана экологическая политика компании, в рамках которой сотрудники внедрили систему ответственных закупок. Так, руководство настоятельно советует каждому отделу закупать только FSC-сертифицированную бумагу и  продукцию, произведенную из вторсырья. В одном из торговых центров начался пилотный проект по сбору пластика, который приносят дистрибьюторы компании, для дальнейшей переработки. Этот проект планируют распространить на все 16 торговых центров.

Культпросвет

Самая главная и зачастую самая непростая задача, по мнению Елены Смирновой, – добиться лояльности и поддержки самих сотрудников. Некоторые могут с равнодушием и скепсисом воспринимать нововведения в офисе, считая, что их пример – капля в море. Поэтому надо работать с разными группами, нацеливаясь на определенные сегменты работников. Так, менеджерам и бухгалтерам всегда интересно узнать, сколько ежегодно экономит компания, потребляя меньше энергии и воды. Все сотрудники без исключения интересуются едой, из которой готовятся их обеды, поэтому на специальных лекциях и семинарах можно рассказывать об экологически чистой продукции, указывая, где ее можно приобрести.

 КПМГ офис.jpg

IMG_2239.jpg

КПМГ.jpg

Ольга работает в отделе HR уже год. Полгода назад по заданию компании она рассказывала о том, сколько тонн бумаги расходуется ежегодно и сколько деревьев погибает ради бумажного документооборота одного офиса. С этого момента она стала приносить из дома батарейки, пластик и картон, который копится в течение недели: «Вся семья подключилась к сбору мусора. Когда я узнала, что переработка тонны макулатуры экономит 200 куб. м воды, 1000 кВт электроэнергии и сохраняет 10 деревьев, я задумалась. Теперь этот осознанный выбор превратился в привычку, которой я очень рада. Многие наши сотрудники стали сортировать мусор дома и приносить сюда». За период с июня 2012-го по март 2014 года в Amway было отправлено на переработку почти 95 тонн бумаги и около 125 кг пластика.

Неплохой метод – завести корпоративный журнал. В издании KPMG еженедельно публикуются «зеленые» советы, которые применимы в повседневной жизни и не требуют значительных усилий. В рамках «Эколектория» компания проводит экологические лекции, которые посвящены здоровому питанию и бытовым привычкам. Акции по сбору мусора и участие во внешних мероприятиях – дополнительный стимул. В 2012 году сотрудники KPMG участвовали в марафоне городских действий «Делай сам», в рамках которого посещали мастер-классы по раздельному сбору и уборке мусора в парке «Лосиный остров». Волонтеры из компании также участвуют в акциях по посадке деревьев. В 2012 году в Орехово-Зуевском районе Московской области сотрудники посадили саженцы на полосе, выгоревшей во время пожаров 2010 года. В 2013-м озеленили территорию партнерского фонда «Центр лечебной педагогики».

Офис КПМГ.jpg

В сфере экопросвещения отлично работают наглядные схемы и инфографика. В помещениях компании висят короткие сообщения, призывающие людей рационально использовать воду и беречь ее для будущих поколений, а в переговорных комнатах – выключать свет. Важно, чтобы вся бытовая продукция соответствовала «зеленым» идеям. К примеру, туалетная бумага и бумажные полотенца здесь из вторсырья. Сотрудники отказались от использования аэрозольных освежителей воздуха, а еще от пластика и одноразовой посуды, заменив ее на стекло и фарфор.

В России подобное озеленение офисов – редкое явление. Экологическую политику готовы проводить либо представители международных компаний, либо те, кто понимает свою ответственность за воздействие человека на окружающую среду. Многих отпугивают высокие издержки, которые окупаются не сразу. Но эксперты уверяют, отказываясь от экопроектов, бизнес теряет многое: сертифицированные здания и офисы выигрывают за счет арендных ставок и рыночной стоимости, которые взлетают в десятки раз. Поэтому если выживание планеты и бережное отношение к природе – не главные стимулы, возьмите в руки калькулятор.

Возврат к списку →