Шагаю по Москве

10 Июня 2014
ФОТО: Софья АСТАШОВА

 IMG_4450.jpg

IMG_4937.jpgАбрамова Юлия

Возраст: 29 лет

Профессия: Специалист по связям с общественностью, экскурсовод

Образование: Высшее гуманитарное, связи с общественностью в сфере экономики РГСУ

Любимая книга: «Атлант расправил плечи» А. Рэнд

Любимый фильм: «Унесенные ветром»

Девиз: «Между любовью и ненавистью я выбираю любовь…»

 

Агеева Марта

Возраст: 26 лет 

Профессия: Журналист, экскурсовод

Образование: Высшее, факультет журналистики РГСУ

Любимая книга: «Ковчег детей» Вл. Липовецкого 

Любимый фильм: «Мужчина и женщина» Клода Лелуша

Девиз: «Каждый день – это счастье!»

(О проекте)

Название: «Экскурс-бюро № 1»

Место: Москва

Род деятельности: Туристические прогулки по городу

Дата основания: 2011 год

Бюджет на запуск: 20 000 руб.

Месячный оборот: От 300 000 руб. и выше.

IMG_4450.jpg

Идея

До организации «Экскурс-бюро № 1» Юля более 7 лет занималась связями с общественностью в сегменте HoReCa, а Марта более 7 лет работала культурным обозревателем в ИТАР-ТАСС.

Юля: Несколько лет назад я путешествовала по Италии, осматривала города с выдающейся историей – Рим, Венецию, Флоренцию. И каждый город гид нам открывал с неожиданной стороны. Еще планируя поездку, я как человек, обожающий интересные истории, в Сети разыскивала гидов, местных жителей. Эта поездка стала скорее катализатором, нежели самой key-идеей. Но ведь часто для начала серьезной работы требуется именно такой «пинок», у каждого он свой, в моем случае это путешествия.

Марта: Я когда-то вела свой блог и всегда интересовалась историей Москвы (кроме того, в 10–11-м классах два года обучалась профессии экскурсовода). Однажды написала пост в блоге, где показала фотографии Тверской улицы, на которой были деревья, рассказала немного об ее истории и задала своим читателям вопрос: «Хотели бы вы, чтобы я провела вам экскурсию по Тверской?» И удивилась, сколько было ответов «Да!». После этого в голове зародилась идея: «Надо бы действительно организовать такую прогулку». И вот Юля, восторженная, вернулась из Италии, рассказала про свои впечатления от гида и было решено: «Экскурс-бюро № 1» быть!

Запуск

Юля: Придумывая концепцию бюро, на начальном этапе мы искали вдохновение, чтобы вылезти из корпоративной тоски. Решили делать то, что лучше всего у нас получается,  потому что только такое дело стопроцентно выгорит и будет приносить пользу другим и радость нам. Мы оценили свои возможности и пришли к выводу: наши активы – это умение рассказывать, обаяние, любовь к Москве и знание культурного пространства. А дальше была придумана начинка, концепция – прогулки по городу, совмещающие историю и современность, «1001 сказка о Москве».

Первую группу собрать было легко, так как маршруты мы отрабатывали на друзьях. И они не ленились нас тестировать, а потом советовать своим друзьям. Так, с помощью сарафанного радио к нам стали приходить первые клиенты. Прямые денежные затраты составили 20 000 руб. – на эту сумму мы решили юридические моменты, закупили микрофоны, пополнили библиотеку.

На этапе подготовки нашей первой прогулки даже Парк Горького еще был иным, Москву тогда еще было не принято любить и благоустраивать. Прошел всего год после запуска «Экскурс-бюро № 1», и только тогда мы поняли, насколько попали в струю и сегмент.

Марта: Всегда отталкивайтесь от того, что вам нравится. Делайте на основе этого бизнес. Мы оттолкнулись от темы, близкой нам, – моды. Сколько книг было прочитано – биографий знаменитых кутюрье, сколько журналов просмотрено – все по велению девичьей души. Так появилась «Москва модная». Потом модные переулки – Камергерский и Столешников, самая модная улица во все времена – Тверская.

IMG_4205.jpg

Среда

Марта: Рынок исследован каждым из нас со школьной скамьи. Эти экскурсии с бесконечными вопросами: «В каком году было Бородинское сражение?» и т.д. Начиная историю бюро, мы знали, что уважаем всех экскурсоводов, но видели, как поменялась аудитория и что три часа концентрироваться очень трудно без дополнительного захвата внимания (с помощью тех же гаджетов), без артистизма, без обращения к аудитории. Мы хотели, чтобы вы пришли к нам на экскурсию, прослушали, запомнили и потом, гуляя, например, по Никольской улице, рассказали своим друзьям: «Ты представляешь, тут когда-то…»

Конкуренты

Марта: Думаю, все же главное наше преимущество – ощущение аудитории. Стал модным «Инстаграм» – у нас тут же появляется идея прогулки «Инстаграм-Москва», где мы показываем места, которые удивляют и которые можно запечатлеть на камеру. Открылся новый ресторан, мы включаем его в современную часть прогулки «Москва вкусная». Гостиница «Москва» еще толком не открылась, а мы уже рассказываем о том, что здесь восстановят ресторан «Огни Москвы», и приводим меню прошлых лет. Проходя мимо «Манежа», расскажем, какие выставки посмотреть. Нам очень хотелось, чтобы после экскурсии наши «прогульщики» выходили полные знаний, которые они смогут применить. Полезность информации и ее подача отличают нас от других игроков рынка.

Конкуренты, если говорить об экскурсионных проектах, конечно, есть. Но мы их называем скорее коллегами. Чем больше в Москве будет интересных экскурсий – велосипедных, театральных, ночных, бесплатных, – тем лучше. Поверьте, очень непросто было завоевать аудиторию, у которой в голове четкое представление: «Экскурсии – это нудно и скучно!», но мы стараемся менять ситуацию.

Аудитория

Марта: Для нас очень важно, что многие клиенты приходят к нам снова и снова! Знаем, что их подкупают наши темы, которые близки всем, – влюбленность, бизнес, вкусный ужин, истории богатейших предпринимателей, духовная жизнь. Мы говорим не просто об улице, доме, его жильцах – мы говорим о том, что волнует всех, что вызывает у многих теплые чувства, желания и мечты.   

IMG_4475.jpg

Свой опыт

Марта: Конечно, мы и сами ходим на экскурсии. Но чаще либо в Подмосковье, либо в Европе. И каждый раз стараемся подмечать, как ведет прогулку гид, как слушает аудитория, на что реагирует. Одновременно и анализ проводишь, и впитываешь новую информацию.

Клиенты

Марта: Сейчас легко определить аудиторию. Например, на «Фейсбуке» есть статистика, показывающая возраст и пол основных посетителей страницы. У нас 80% – девушки от 20 до 35 лет из Москвы. Мы и сами видим их на прогулках. Приходят и молодые люди, не зря мы добавили «Москву мужскую», и бесконечное количество заявок на «Москву детскую», потому что к нам ходят родители, а они хотят приводить детей. Приходят и люди старшего поколения. Но все же, составляя новой маршрут, готовя пост на странице «Экскурс-бюро № 1» в социальных сетях, в голове держишь образ девушки 20–35 лет. 

Путь к славе

Марта: Вот это интервью, например, станет приманкой. Часто о нас узнают через СМИ, эффективны и социальные сети – «Фейсбук» и «Инстаграм» для нас давно площадки для привлечения и продвижения. И, конечно, сарафанное радио. Особенно это касается крупных заказов. Приходит группа на регулярную прогулку, рассказывают потом друзьям, а друзья перезванивают нам и просят организовать, например, свадебный тур для гостей по Москве и развлечь их экскурсиями. Потом от них приходят еще новые клиенты и т.д. Верим, что этот процесс будет бесконечным, для этого нам важно поддерживать уровень! 

Книга отзывов

Марта: Конечно, мы обращаем внимание на отзывы клиентов, как без этого! Особенно прислушиваемся к пожеланиям. Вот в последнее время все чаще просят экскурсии по Красной площади. Многие понимают, что не могут гулять по переулкам Китай-города или Цветного бульвара, пока не узнают основы основ. И в топе запросов – Москва архитектурная. Клиенты хотят фундаментальности, знаний об основных достопримечательностях, мы, в свою очередь, увеличиваем число этих маршрутов. И думаем над новыми!

К счастью, критика в наш адрес – это скорее исключение. Больше позитивных откликов, обращений во второй, третий раз. Столкнулись недавно с тем, что в особняке Рябушинского мы не ведем экскурсию внутри, только до и после здания, так как там свои гиды и правила. Клиентка написала, что это несправедливо. И мы приняли во внимание, стали думать: оставлять ли этот объект? Хотя все предыдущие клиенты, которые прошли за 1,5 года по этому маршруту, высказывались положительно. Но для нас это был «звоночек».

IMG_4677.jpg

Работа на заказ

Марта: Когда мы начинали экскурсионный бизнес, то не думали о корпоративных прогулках. В голове были частные заказы от клиентов и групповые. Но все чаще стали звонить из организаций и просить сделать экскурсии «под них». Для банкиров устраиваем «Москву денежную», для участников кинофестиваля «ДетективФЕСТ» – «Кино-Москву», для известного автомобильного бренда – «Москву английскую» и т.д. Это разовые истории: разрабатываем маршрут именно под клиента, передаем авторские права. Клиенты довольны – новый формат для них, для корпоративных праздников, для досуга сотрудников. 

Режим дня

Юля: Офиса у нас нет, пока нет необходимости, используем, как это модно сейчас, коворкинги. Рабочий день не отличается по количеству часов от большинства офисных тружеников. Однозначный бонус – поспать утром можно чуть дольше, не отчитываться за опоздания перед начальником и в перерывах между рабочими делами успевать решать свои личные задачи (поменять колеса, отвезти книги в библиотеки, сделать маникюр и пр.). Но! Развивая свое дело, ты работаешь на порядок усерднее и больше, потому что чувство совести и ответственности за твое дело не дает расслабиться. Включить ноутбук ровно в 19:00 и идти в кино в большинстве случаев не получается. Зачастую мы работаем и в выходные, и в праздничные дни – координируем частные заказы, проводим экскурсии сами, контролируем нашу команду, отвечаем на звонки, организуем девичники, корпоративные мероприятия и пр. Зато летом очень часто в наш рабочий день включены многочасовые пешие прогулки по городу на свежем воздухе, зимой – посещение лекций и пр. И это очень здорово.

Люди

Юля: Основной костяк команды – это люди, которые обучались в нашей Школе экскурсоводов. Ее мы организовали весной 2012 года. Она была бесплатной, мы «под свой формат» обучали 13 человек, трое из которых уже три года работают с нами.  Удивительно, что это люди самых разных профессий, но обожающие Москву: например, у нас работают Таня – гений маркетинга, Настя – юрист-международник, а Лена строит метро. В прошлом году весной мы расширяли команду, приглашая новых единомышленников в бюро. На вакансию откликнулись порядка 900 человек: журналисты, артисты, просто студенты, специалисты и пр. Честно, мы даже не успевали читать все письма, такой  был бешеный поток. И это очень показательный момент – желание  узнавать и открывать наш город другим людям. Из 900 человек мы послушали только 30, и все это были отличные девушки и юноши. Но, в конечном итоге, с нами осталась только одна Алина. Сейчас в команде 5 человек, и несколько экскурсоводов дополнительно стажируются, все это люди с современным взглядом на жизнь, хорошей речью, ответственные и влюбленные в общее дело. Именно по таким признакам и приглашаем новых коллег к себе в бюро.

Цифры

Юля: Наша базовая прогулка (на 2,5–3 часа) стоит 500 рублей. Мы делаем скидки для детей и пенсионеров. Сегодня эта сумма релевантна стоимости билета в кино, цене бургера из качественных продуктов в модном street-кафе или, например, посещению выставки в Пушкинском музее. 

Наши первоначальные вложения мы отбили за первые четыре месяца, а вот временные затраты (время – это тоже деньги, которые мы могли бы зарабатывать в других сферах,Ю будучи высококвалифицированными специалистами) – через два года.   

В целом проект окупается и приносит прибыль, но в нашем деле есть такой фактор, как сезонность. В этом году в Москве была теплая весна, сезон открылся рано, поэтому прогулки по расписанию проходят уже с 1 марта. Но мы прекрасно понимаем, что лето может быть как холодным, так и очень жарким и все эти климатические коллапсы снизят посещаемость всех мероприятий на свежем воздухе.

Ошибки

Юля: У нас не было серьезных просчетов. Правильнее сказать, что на маленьких недочетах мы учились и сейчас строим процесс работы эффективнее. Например, изначально мы много программ делали бесплатными. И в скором времени поняли, что таким путем идти нецелесообразно, так как клиенты больше оценят ту услугу, за которую нужно внести деньги. Либо еще пример: на начальном этапе мы всегда четко ограничивали запись, а потом увидели, что 30% записавшихся обычно не приходят. В этой связи мы всегда оставляем дополнительные места.

Достижения

Мы горды своими программами, которые делали для парка искусств «Музеон», программами, которые реализовали с крупными брендами (L’Oreal, Red Bull, Land Rover и Jaguar). Мы рады получать восторженные отзывы и аплодисменты по завершении маршрутов от наших клиентов и гостей прогулок. Мы горды тем, что Москва для многих стала теплее, роднее и интереснее, и в частности благодаря нашему вкладу в общее дело. Но самое важное, что за три года мы стали уважаемым и популярным бюро с хорошей бизнес-репутацией.

Мнение

Любая идея должна подкрепляться потребностью, должен быть спрос. Это самое важное. Второй момент – наличие опыта. Есть мнение, что до 30 лет нужно попробовать три бизнеса. И третий будет успешным. К слову, «Экскурс-бюро № 1» – это наш третий на счету проект, но первый совместный. И сразу в точку.

Мы уверены, что именно сейчас наш город и наше государство дают всем молодым прекрасный шанс показать себя. Во многом все упрощено – с точки зрения оформления: открыть ИП можно за неделю, все моменты предельно ясны и прозрачны. По крайней мере такая ситуация в нашей сфере. Поэтому верьте в себя и начинайте двигаться, ведь за вас это никто не сделает. Удачи всем читателям в ваших начинаниях и до встречи на прогулках!

IMG_4516.jpg

Возврат к списку →