Ставка высока

08 Октября 2014

IMG_0047-PSbwq-1.jpg

Виктория Паник, 34 года

Место работы: Московский студенческий центр

Должность: директор по рекламе

Стратегия: быть терпеливым и проявлять порядочность

«Трудно назвать себя ангелом, но главный принцип – не подставлять»

От творчества к продажам

Бывает, люди рождаются с четким понимаем, кто они в этом мире, у кого-то есть талант, который ведет по жизни. Поначалу мне казалось, что и я из числа таких людей. С детства рисовала, вращалась в творческой среде, мечтала о необычной судьбе художника, но... В конце концов, сошла с этого пути. Во многом повлияла мама, заверив в необходимости получить практичное образование, которое будет приносить стабильный доход. В этот переломный момент встал другой вопрос: если я не художник, то кто? Начались мытарства, поиск себя в новом качестве. Сейчас, занимаясь маркетингом и продажами, я чувствую себя уверенно, на своем месте.

Бизнес-кредо

Не рвать жилы, я бы так его определила. Точный анализ рынка, понимание его потенциала, определение своего места в отрасли, ключевых преимуществ и развитие стратегических отношений с партнерами. Слово «конкуренция» мне не нравится –«позиционирование» звучит лучше. Каждый может найти свое место. Раньше, например, я скептически относилась к глянцу. Мне казалось, что все журналы абсолютно одинаковы и размещать в них рекламу – только деньги выбрасывать. Но сейчас я знаю: каждое издание имеет свой неповторимый стиль, свою тематику и ориентирован на конкретную аудиторию. Несмотря на то что рынок прессы сейчас переживает тяжелые времена, я убеждена, что реклама в печатных изданиях эффективна. Это верно, как и то, что всегда будут люди, которые любят читать бумажные книги.

Мягкость как сила

Мой главный учитель в профессии – Марина Боброва. В середине двухтысячных она работала директором по рекламе журнала «КоМПАНИЯ». Вот яркий пример хорошего руководителя! Марина искренне переживала за свою команду, она классный специалист и понимает суть профессии. Как-то я ей призналась, что у меня трудный характер, я часто страдаю из-за критики. Могу быть резкой, но случайное, неосторожное слово, сказанное в мой адрес, ранит. Бывший руководитель дала мне хороший совет: никогда не поздно попросить прощения. «Не концентрируйся на себе и своих ощущениях, подумай о другом человеке», – сказала Марина. Ее совет помог мне смягчиться. Не страшно совершить ошибку, главное – ее исправить. Мы не роботы, а живые люди – со своими чувствами, мыслями, душевными болячками. Искреннее «прости» лечит любую рану.

Решить конфликт внутри себя

Я дружу с коллегами. Если есть общие интересы и желание развивать диалог, это всегда приятно. Но в то же время не забываю  о субординации. Не люблю долгие чаепития и обсуждения личных проблем, сплетни. Мне нравится предметное общение, когда рождаются новые интересные мысли и идеи, относящиеся к профессии. И еще: я всегда признаю в человеке право на индивидуальность. Возможно, потому что с детства культивировала в себе это качество и из-за него же страдала. Были ситуации, когда я оказывалась одна против всех. В детстве  перешла в другую школу, и отношения с одноклассниками не сложились. Однажды на Восьмое марта меня демонстративно не поздравили. Всем девочкам на перемене положили на стол шоколадки, а мне нет. Сейчас я с любовью думаю о коллегах, родителях, друзьях. Мне кажется, главное – решить конфликт внутри себя, тогда и конфликт с внешним миром будет исчерпан. Даже «трудные» люди станут тебе улыбаться.

IMG_0297-PS.jpg

Когда увольнение – это помощь 

В общении с подчиненными важно понимать потенциал сотрудника и не требовать большего, не злиться на него за свой выбор. В случае, если он готов к росту и большей нагрузке, находить время и терпение на то, чтобы доходчиво объяснить техническое задание. Мне приходилось и увольнять сотрудников. Даже сильных менеджеров. Объем работы и ставка, которую я, как руководитель подразделения, могла им предложить, не соответствовали амбициям. Сотрудники начинали скучать, мотивировать их было сложно. Вроде и общение было приятным, мы даже находили fun в работе, но… не складывалось. Им было тяжело решиться на этот шаг. Считаю, предложив уволиться, я помогала.

Ослабить вожжи

Факап – это субъективная оценка обстоятельств. Важно увидеть в ситуации последствия и возможность минимизировать негатив. Образно говоря, быть взрослым человеком, который решает проблему, а не боится наказания, не паникует и не ищет виновных. Несколько лет назад, когда я начала заниматься большими студенческими ивентами, мы делали промоакции для крупного сетевого бренда. Я очень переживала за каждый шаг. Менеджер, с которым мы вели проект, дал мне в помощь свою ассистентку. Молодая девушка, которая оказалась неплохим психологом, очень меня поддержала и открыла секрет, заявив, что все проекты «факапные». Главное, как представить проект руководству, клиенту. Идея не в том, чтобы обмануть, а в том, что у каждого свое представление об идеале. Необходимо ослабить вожжи и всегда в каждом проекте оставлять запас для фантазии. То, что одним кажется ужасным, у других может вызвать восторг.

«В каждом проекте стоит оставлять запас для фантазии. То, что одним кажется ужасным, у других может вызвать восторг»

Законы лидерства и бумеранга

Трудно назвать себя ангелом, но главный принцип – не подставлять. Я искренне верю в закон бумеранга: если сегодня сделаешь пакость, она обязательно  вернется, а наигранная крутизна вскроется. Но и в обиду себя давать не стоит. Важно четко разграничивать профессиональные задачи, командную работу и личное пространство.

В некоторых системах, только будучи сволочью,  можно стать руководителем, иначе управление не будет эффективным, коллектив не примет лидера. Но рынок предоставляет возможность роста и тем, кто увлечен своим делом, постоянно совершенствует себя в профессиональном развитии. Лидерство может стать логичным продолжением развития карьеры.

Медвежья шкура и мотивация

Некоторые проекты реализуются легко, особенно если все участники процесса смотрят в одном направлении и готовы поддерживать друг друга. Другие забирают все силы: завершив их, хочется спрятаться в норку. Но рождается новая идея, и душа снова требует работы. И еще хочу сделать акцент: в том, что касается бизнеса, шкуру медведя стоит делить заранее. Нужно исключить напрасные ожидания, обиды и понимать конечную выгоду. Это позволяет формировать верную мотивацию у всех участников процесса и минимизирует риски. 

Кризис – для незаменимых

Если компания стабильна на рынке, руководство выстроило четко отлаженный механизм работы для каждого из подразделений, а отрасль динамично развивается, сотрудники, как правило, заменимы. Если же компания в кризисе, спасти ее могут только незаменимые люди – талантливые, искренне увлеченные профессией, способные справиться с самыми трудными задачами и вывести организацию в прибыль даже на падающих рынках. Яркий пример – Ли Якокка, который в свое время, отказавшись от жалованья, вывел корпорацию Chrysler из глубокого кризиса и сделал ее одной из лидеров.

Фото (с) Наталья Петрова

 


 фото 2.jpg

Ирина Лазаренко, 32 года

Место работы: журнал Strong Man

Должность: главный редактор

Стратегия: отсутствие стратегии

«Мои антигерои – офисные бестолочи, которые свои профессиональные обязанности сводят к применению бизнес-стратегий, выстраиванию иерархической лестницы и прочей белиберде»

Как важно сделать паузу

Никогда линию карьерного поведения не выстраивала и не продумывала. Мне всегда были интереснее другие вещи – сам проект, например. Может, просто везло с профессиональным окружением, и его не нужно было «систематизировать»?  Моя работа прямая, как дорога в поле у начинающего художника. Пока училась в институте, никуда не устраивалась – берегла себя для будущих карьерных побед. Возможно, это было недальновидно. Такие мысли приходят в голову, когда работаешь с молодыми журналистами. Они уже в свои 20 пишут зрелые материалы. После окончания магистратуры по специальности «Издательское дело и редактирование» я лет пять работала в журнале Strong Man: сначала одним из семи рядовых редакторов, затем выпускающим редактором, потом замглавного. Финансовый кризис 2008 года совпал с творческой паузой. Перерыв длиной в год позволил многое переосмыслить. Я читала аналитику по медиа-бизнесу, покупала и изучала западные журналы, встречалась с интересными людьми, которые позволили многое понять в профессии. В конце концов, меня пригласили на позицию главного редактора в Strong man, подарив пять прекрасных лет борьбы и творчества.

Кумиры и бестолочи

Как творческому человеку в бизнес-стратегии для меня главное – свобода. Любые регламентирующие вещи – быть на рабочем месте в девять утра, чрезмерная отчетная документация — действуют на меня губительно. Поэтому и для сотрудников я старалась создать максимально комфортные условия. Правда, такая стратегия оправдана только в отношении единомышленников, ориентированных на результат. Иначе анархии не миновать.

Образцов для подражания у меня нет – гордыня не позволяет заводить кумиров. Есть герои, которые вызывают симпатию. Сергей Доренко – за энергетику и чувство юмора, Алена Долецкая – за стиль и женственность. Есть и антигерои: офисные бестолочи, которые свои профессиональные обязанности сводят как раз к применению бизнес-стратегий, налаживанию системы контроля, выстраиванию иерархической лестницы и прочей белиберде. К сожалению, таких много – уверена вы найдете таких и в своем рабочем окружении.

фото 1.jpg

Интерес дороже денег

Я довольно общительна, поэтому близких контактов с коллегами не миновать. В каждой команде, где мне доводилось работать, один-два человека переходили из разряда сотрудников в отряд друзей. Некоторым отношениям, зародившимся на работе, уже лет десять – очень их берегу.

Участвовать в противостоянии «одна против всех» не доводилось. Честно говоря, такого примера в профессиональной практики даже не наблюдала. Думаю, это интересный, но не самый приятный опыт. Если иметь в виду не глобальную офисную войну, а, например, совещание, на котором мою идею никто не поддержал, такое, конечно, случалось. И действовала я всегда по одной схеме. Если проект мне лично интересен и дорог, буду биться, приводить доводы и убеждать в своей правоте до конца. Мои интересы сугубо коммерческие? Спокойно изложу свою позицию и с легкостью позволю заказчику пойти при желании по пути самоуничтожения.

Изгнание из рая

Увольнять сотрудников, конечно, приходилось. В основном, когда не справлялись со своими обязанностями, за профнепригодность. Однажды арт-директор был изгнан из редакционного рая за асоциальное поведение и эксперименты с наркотическими веществами. Некорректное, безответственное поведение также не терплю и выношу безапелляционный приговор. Но если кто-то из преданных членов команды дал маху, стараюсь не малодушничать и брать удар на себя. Вообще подозреваю, что работать с творческими людьми сложнее, чем в бухгалтерии. Больше амбиций, каждый живет в особом мире. Я для себя выбирала такую стратегию: поставить четкую задачу и не мешать творить.

 


 SE9A2613.jpg

Светлана Гребенькова, 32 года

Место работы: школа визажистов Pro volshebstvo

Должность: автор и руководитель проекта

Стратегия: учиться и искать

«Смотри на других, но делай что-то свое»

Странное дело 

Я дружу с коллегами и конкурентами, и мне иногда говорят: «Таких, как ты, не любят в бизнесе. Слишком ты хорошая. Что-то тут не чисто». Да, я такая и буду держать марку. Учусь у конкурентов, и это моя основная тактика. Хожу на чужие тренинги и мастер-классы, делаю выводы, размышляю, что могу предложить нового, лучшего, другого, эксклюзивного. Ведь в индустрии красоты страшно растет конкуренция. Мои вчерашние ученики сегодня устраивают собственные мастер-классы. Это странно для меня.

Я пришла к своему проекту, когда обзавелась семилетним опытом. Он меня настолько переполнял, что я думала: все, лопну, если не начну делиться с другими. Я увидела, что могу быть людям полезна, и это логичная история. Но когда опыта нет... Я делаю ставку на то, что никто не предлагает. У меня есть коллега Анастасия Дурасова, мы скооперировались и стали возить наших визажистов на мастер-классы в Нью-Йорк, к лучшим специалистам. Проект называется MakeUp&the City. В следующем году поедем в США в пятый раз. Визажисты в регионах тоже хотят учиться, но они не могут себе позволить поехать в Нью-Йорк. Мы стали организовывать недельные интенсивы с отечественными и западными преподавателями в городах России. Такого, кроме нас, никто не делает.

SE9A3169.jpg

Продавать эмоции

Я начинала консультантом по декоративной косметике в ГУМе, работала в отделе маркетинга и рекламы бьюти-компании, доросла до директора, но однажды решила уйти во фриланс. Окончила школу визажистов и вскоре начала преподавать. Не все было гладко, случались ужасные эпизоды. Однажды я пригласила на мастер-класс одного звездного визажиста, а в зале вырубили электричество. Мы три часа сидели без оборудования и света, мастер плясал танцы с  бубнами, я стояла на коленях перед техниками и рыдала. Все было безнадежно провалено. Тогда я поняла для себя одну вещь: мы помимо знаний продаем эмоции. Опыт невозможно оценить, а эмоции можно. В том числе когда люди приходят на класс. Поэтому мы всегда заботимся об атмосфере, вкусной еде, чае, кофе, придумываем подарки и розыгрыши. И это работает.

Обмен энергией

Физически устаю очень! Когда мероприятие заканчивается, хочется сидеть в абсолютной тишине и ни с кем не разговаривать. Но эмоционально я нереально заряжаюсь и потом долгое время плыву на волне позитива.

Я очень щепетильно отношусь к тем, кого беру в проект. Это всегда профи с багажом. Ведь тут какая история... Мы работаем в сфере услуг, с людьми, и важную роль играет не то, как ты кисточку в руке держишь, а твой опыт. На мастер-классе  человек должен не копировать других, а делать акцент на своем, выстраданном. Надо смотреть на других, но делать что-то свое.

Не за деньги, а идеи ради

Счастье – это когда я получаю благодарность за работу. Когда мы прилетаем из Нью-Йорка и видим, что уже сыплются заявки на следующий год. Многие коллеги стали ко мне обращаться, чтобы я взяла на себя организацию их мастер-классов. Но я берусь, только если понимаю, что это может быть полезно. Чтобы никто не сказал, что зря заплатил деньги. Свой первый тренинг я провела при поддержке коммерческого директора компании «Арт-визаж». Очень волновалась, но после выступления он подошел ко мне и сказал: «Ну, Света, ты бизон!» Сегодня я уверено выступаю перед аудиторией, но время от времени хожу на тренинги, учусь, хочу говорить еще лучше. Главное – быть в теме и любить то, что делаешь. Не за деньги работать, а ради идеи. Как только человек начинает делать что-то ради денег, все, истории конец. Конечно, я зарабатываю, но мне не стыдно ни за одну заработанную копейку. Я ее и физически, и кармически отработала.

SE9A3275-2.jpg

Возврат к списку →