Теория красноречия

09 Октября 2014
ТЕКСТ: Ирина Филатова
shutterstock_186164357.jpg

Правило 1: Король не говорит

Марк Твен, который кое-что понимал в красноречии, говорил: «В мире существует только два типа ораторов: 1) нервные и 2) лживые». С лжецами все более или менее понятно, а вот на первом типе остановимся подробнее. Не секрет, что многие люди очень боятся держать речь перед публикой. Первое, с чего советуют начать тренеры по ораторскому искусству, – это психологическая подготовка. Здесь поможет осознание, что вы – не один такой. И как нельзя кстати придется утешительный опыт заслуживающих доверия людей публичных, которые так же, как вы, ощутили досадный вкус публичного позора.

517179685_c_o.jpg

Джеймс Алтушер, известный писатель и инвестор: У меня за спиной было более сотни публичных выступлений, но на прошлой неделе перед выходом на сцену я снова хотел умереть. Мне предстояло выступать перед 200 CEO, и мне казалось, что они меня ненавидят. Каждый раз я думаю про себя: «Черт возьми, как я могу писать об искусстве публичных выступлений, ведь я ужасно нервничаю!»

branson1b.jpg

Ричард Брэнсон, бизнесмен и писатель: Если вы волнуетесь по поводу публичного выступления, найдите видео с моими ранними спичами в интернете. Уверен, сравнение будет в вашу пользу. Еще повезло, что не сохранилось записей моего самого первого выступления на публике.

Как только мое первое начинание, журнал Student, получило признание, меня стали время от времени приглашать на различные мероприятия сказать пару слов. Первым моим заметным выступлением стала речь в лондонском университетском колледже. В то время как публика аплодировала и одобрительно восклицала, меня буквально подташнивало от страха. Когда я вышел к микрофону, в голове зияла пустота. Я пробормотал что-то бессвязное и покинул трибуну. Один из самых неловких моментов в моей жизни: мое лицо стало красным, как логотип Virgin.

Правило 2: От первого лица

Когда человек выступает перед другими людьми, 84% информации поступает через глаза. Как сделать так, чтобы одежда, прическа и аксессуары помогали наладить контакт с публикой или, по крайней мере, не препятствовали ему –рассказывает бизнес-тренер Университета риторики и ораторского мастерства Татьяна Мучник.

Распущенные волосы – не всегда удачный выбор. Стоит вам повернуться боком – и зрительный контакт потерян. К тому же от волнения многие постоянно поправляют волосы, откидывают со лба челку, закладывают пряди за уши, что отвлекает аудиторию. Если волосы касаются плеч, для выступления выбирайте хвост или элегантный узел. И в ходе тренировок избавляйтесь от жестов паразитов.

Очки – увы, и они барьер между собеседниками. Если есть выбор, для выступления предпочтите линзы. Зрительный контакт оратора в очках должен быть несколько дольше обычного. Ну и немного банальностей. Если вы не рок-звезда, солнцезащитные очки в помещении – абсолютная нелепость. Да, в любое время года! Очки – средство коррекции зрения, а не обруч для волос, не указка и не тренажер для рук.

Галстук – кто бы мог подумать, что этот предмет таит в себе столько опасностей! Если не хотите повторить судьбу президента одной маленькой, но гордой страны, обзаведитесь зажимом для этого аксессуара.

Платки, шарфы, шали – скорее всего «нет». При движении, а оратор ведь не стоит как истукан, эти аксессуары часто разматываются, и их так и тянет поправить. Особенно опасны шали – они просто созданы для того, чтобы в них уютно завернуться. Какие уж тут открытые жесты!

Украшения отвлекают и вас, и от вас. Браслеты бренчат, бусы и ожерелья норовят перепутаться с ленточкой от бейджика, крупные перстни стучат по доске. Помните, смотреть должны не на них, а на ваше лицо и руки.

Правило 3: Толкни речь

По статистике, сейчас публично выступают в три раза чаще, чем 10 лет назад. Информационное пространство переполнено – уже недостаточно быть красноречивым и выразительно жестикулировать. К тому же через 15 минут выступления аудитория начинает терять концентрацию. Слушатели тянутся за мобильными телефонами, чтобы посмотреть ленту в соцсетях или рабочую почту. Вы рискуете полностью потерять их внимание и в конце услышать вялые аплодисменты, говорящие о том, что вас тут же забудут. Капитан Очевидность говорит нам, что привлекает внимание что-то нестандартное, поэтому имеет смысл экспериментировать с подачей и визуализацией. Как расставлять крючки внимания и произвести впечатление в эру интерактивности и информационного шума, поясняет кандидат психологических наук, бизнес-тренер и презентационный консультант Александр Яныхбаш.

Необычное слайдовое сопровождение – самый простой способ выделиться на фоне других спикеров. Сейчас внимание к дизайну слайдов – тренд. Многие уже отдают эту работу профессионалам на аутсорсинг. Если формат мероприятия позволяет, можно провести презентацию в формате печа-куча. Это презентационный жанр, придуманный в Японии для того, чтобы избавиться от длинных и скучных речей. Выступление длится всего 6 минут 40 секунд, и за это время зрители видят 20 слайдов, которые автоматически сменяются каждые 20 секунд. Получается очень динамично.

Игры с залом. Можно предложить аудитории поучаствовать в игре. Только формулируйте ясно, чтобы слушатели не перепутали вашу затею с розыгрышем подарков, – люди отнесутся скептически к такому началу, если подумают, что сейчас начнут что-то продавать и рекламировать.

Демонстрация предметов. Зрители обожают, когда спикер показывает что-то со сцены. Стив Джобс знал об этом, поэтому показывал iPhone и iPad не на экране, а вживую. А помните, как он эффектно вынул MacBook Air из почтового конверта, чтобы продемонстрировать, насколько ноутбук тонкий?

Реалити-шоу. Во время презентации iPhone 2G Стив Джобс прямо со сцены заказал кофе по телефону. Так же и вы можете устроить небольшое реалити-шоу для своей аудитории, например сделать видеозвонок тому, кто может дать оценку вашему продукту или идее. Главное – заранее продумать разговор.

Выход под музыку. Можно выйти на сцену под аккомпанемент. Почти никто не делает этого, а зря – музыка вдохновляет и эмоционально настраивает. Только не стоит выбирать музыку просто из любви к какому-то исполнителю: возможно, у вас слишком изысканный или своеобразный вкус.

Перемещение по сцене. Немногие используют в ходе выступлений этот простой невербальный прием, а он очень действенен – вам даже не обязательно что-то менять в своей речи. Когда вы перемещаетесь по сцене, аудитория поворачивает голову и следит глазами за движением объекта, это и помогает поддерживать внимание.

Правило 4: Лет ми спик фром май харт

Есть такой прием – смотреть выступления стендап-комиков перед каждым своим спичем. Шутники – прекрасные ораторы. Они выступают перед грубой, часто негативно настроенной публикой, так что у них можно поучиться. Чувство юмора, конечно, вещь тонкая и индивидуальная, но все же мало что способно внести озорное разнообразие в публичную речь подобно остроумной шутке. О науке уместно и тонко острить заявляет специалист по постановке речи Лариса Соловьева.

Шутка – это всегда тренинг общения. Не говорите сухо и формально. Шутка должна быть эмоциональной, с красочным и ярким действием. Но без лишних слов. Шутка, как фейерверк. Пусть зацепивший слушателей момент рождает образ – зрительный, слуховой, может быть, обонятельный, тактильный. Эмоциональный образ, выходящий за пределы текста. Пусть возникнут ассоциации, подтекст. Придайте этому образу словесное выражение. Образ представления превращается в мысль. Мысль-слово имеет свою мелодию. Мелодия – тон. К каждой шутке, произнесенной умело, рождается своя музыка речи.

Чувство юмора требует красноречия. Пытаясь острить, помните, что это не повествование, а представление. Несите ответственность за вовлечение слушателей в стихию рассказа. Добивайтесь у публики реакции на ваши слова – будь то кивок, улыбка или смех.

Шутите как можно чаще. В присутствии благодарных слушателей вы разовьете способность свободно выстраивать логику действия героя и персонажей, вам захочется интонационной подвижности – играть с психологическим тембром голоса, изменять тон речи, насыщать энергией звучание слова. Главное, вы начнете получать удовольствие от процесса.

Совершенствуйте свои умения. Полезно завести дневник. Учитесь наблюдать за другими людьми, рассказывающими забавные истории, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки и за собой. Возможно, потребуется диктофон, чтобы записывать себя, прослушивать, делать выводы и опять записывать, чтобы стать интересным рассказчиком.

Правильный стратегический подход. Чтобы привлечь внимание слушателей, вы должны научиться властвовать над шутками, организовывать и направлять их в зависимости от вашей цели. По-хорошему, смешные истории должны быть инвентаризированы, превращены в инструменты. Фактически это означает, что шутки должны быть осмыслены под конкретные ситуации и доставаться из банка в нужный момент, как туз из рукава.

Правило 5: Здесь меня научат

Речь подготовлена, смысловые блоки сформированы, а крючки внимания расставлены, вы говорите от сердца и к месту тонко шутите. Дальше – дело практики. Хорошие спикеры не просто талантливы или удачливы, они много работают над собой. А делать это лучше под руководством гуру коммуникативной науки. Как выясняется, сегодня не проблема найти тренинги или курсы на тему ораторского мастерства. Проблема – найти тренинги или курсы эффективные, разумно стоящие и совместимые с вашим графиком работы.

Университет риторики и ораторского мастерства. Основу обучения в центре составляет десятидневный курс «Харизматичный оратор» авторства Сергея Шипунова. Акцент на практические занятия, видеозапись выступлений участников. Среди клиентов – крупные компании («Леруа Мерлен», МТС, Bork). Стоимость одной из четырех ступеней тренинга от 10 000 до 16 000 рублей. Занятия проходят по выходным.

The Orator Club. Курс «Ораторское искусство» учит как уверенно выступать перед большой аудиторией, так и с чувством произносить застольные речи. Среди клиентов – артисты, политики, бизнесмены. Тренер – актриса и гуру психотерапии по гендерной коммуникации Анжелика Завьялова. Занятия проходят в будни. Стоимость 45 000 рублей за 36 часов обучения.

Тренинговая компания Oratoriсa. Объединила сильнейшие ресурсы на российском тренинговом рынке и предлагает курсы, пожалуй, с самыми интересными отечественными специалистами. Ближайший курс «Риторика и ораторское мастерство» Дмитрия Устинова будет в октябре. Стоимость 20 000 рублей.

Онлайн-курсы Zillion. Учат составлять вдохновляющие презентации и выступать перед аудиторией, грамотно аргументировать свою позиции и убеждать партнеров. Лектор – эксперт в области подготовки публичных выступлений и бизнес-презентаций Александр Яныхбаш. Стоимость курса 7900 рублей.

Тренинг-центр «Игрокс». Двухчасовой мини-тренинг «Ораторское искусство». Научит практичным вещам – уверенно вести диалог с любым собеседником, легко завязывать знакомства и т. д. Бесплатный. Из курсов со свободным посещением также можно отметить совместный проект Парка им. Горького и The Orator Club – серию бесплатных мастер-классов по ораторскому мастерству каждое воскресенье на площадке кинотеатра «Пионер». Но они, к сожалению, закончились вместе с летним сезоном. Остается ждать следующего года.

Возврат к списку →