Время тех, кто чувствует момент

09 Декабря 2014
ТЕКСТ: Глаша МАРШАК
web.jpg

Каждый второй житель крупного мегаполиса прочел «Есть, молиться, любить» Элизабет Гилберт, и каждый четвертый из каждого второго мечтал точно так же изменить жизнь: начать все сначала, приобрести уникальный опыт, путешествуя в экзотических странах и найти любовь. Странно, но никто из посмотревших фильм «Красота по-американски» ни за что не согласился бы повторить опыт Лестера Бернема, главного героя, превратившегося в 42 года из забитого жизнью рекламного агента в спортсмена-мачо. А ведь и Лестер, и Элизабет сделали одно и то же, кажущееся среднестатистическому человеку почти непосильным, действие – начали с нуля. Разница восприятия объясняется не только хеппи-эндом в первом случае и трагической развязкой во втором. Финал изменений остается для простых смертных тайной. Компаса, чтобы узнать, ведет ли дорога к Тридесятому царству или к логову Кощея, так и не было изобретено. Но в начале XXI века жизнь изобрела его за нас. С недавних пор мы живем в мире, для которого в Америке существует термин VUCA (аббревиатура volatility, uncertainty, complexity, ambiguity – «нестабильный, неопределенный, сложный, неоднозначный»). Обычно этот термин применяют в сфере маркетинга с целью объяснить, что целевой аудитории необходимо не просто что-то новое, но что-то предельно актуальное.

    Все новое устаревает уже на следующий день, а актуальность может просуществовать как минимум несколько сезонов. Это пугающая  реальность, меняющаяся с каждым днем, изменчивая, похожая на трясину поверхность, на которой никогда нельзя почувствовать себя крепко стоящим на ногах. Но это и новая креативная сфера, в которой больше не место долгосрочным стратегиям, а есть место только для тех, кто чувствует момент. На курсах креативного лидерства зубры бизнеса учат молодежь отказываться от месяцев планирования и сразу приступать к активным действиям, терпеть неудачи и исправлять ошибки. Реальность, наполненная высокотехнологичными гаджетами требует быстрой реакции и навыков серфера. Точно такие же изменения претерпела и наша частная жизнь. В ней больше нет места для планов до конца жизни. Даже профессию мы больше не выбираем один раз и навсегда, что уж говорить о партнерах или месте работы!

С принципом VUCA я столкнулась, придя к семейному психологу, чтобы обсудить свой разваливающийся брак. Еще десять лет назад специалисты подобного профиля были настроены на сохранение семьи, совместную терапию и примирение супругов. Сейчас совет психолога звучал иначе: «Останьтесь друзьями, помогайте друг другу преодолеть эти изменения, и вы либо останетесь вместе, либо перестанете воспринимать расставание как трагедию». Мир сразу перестал быть черно-белым, п ространство вариантов оказалось огромным, как ассортимент Apple Store.Именно потому, что долгосрочные цели при современной скорости жизни больше не котируются, отпадает тот самый главный вопрос, так пугавший человечество много веков: как узнать, правильный ли я выбрал путь и чем все это закончится? Финал и в XXI веке остается открытым, но страх становится бессмысленным. Потому что растущая скорость смены событий подразумевает, что его придется менять (или не менять) только в момент максимального к нему приближения. Можно ли, осознав этот факт, продолжать бояться изменений?

Джеймс Альтушер – известный программист, предприниматель и автор многих книг, посвященных стартапам, – не так давно написал на портале TechCrunch статью «Создать себя заново», в которой призывал относиться к любым переменам в жизни креативно и давал практические советы тем, кто завяз в до боли знакомых каждому «с понедельника пойду на фитнес», «в следующем месяце начну соблюдать дедлайны». Советы практика в области начинаний пригодятся каждому из нас в преддверии новогодней эйфории 2015 года, который по всем признакам принесет нам еще больше технологических новинок, открытий и возможностей, а также связанных с ними стрессов, страхов и желаний начать все заново. Пункт 13 статьи «Создать себя заново» гласит: «За свою жизнь вы сможете много раз изменить себя. И много раз потерпите неудачу. Не бойтесь, это весело».

Возврат к списку →