Цветочный вектор

26 Февраля 2015

ZZ2A9580.jpg

Антон Артемьев

Статус: владелец

Возраст: 31 год

Образование: Институт государственного администрирования (Москва) 

Профессия: экономист-администратор

Идол: Майкл Джексон

Девиз: «Мы приносим праздник!»

Фабрика букетов «Актиния»

Род деятельности: креативная мастерская. Оформление букетов, мероприятий

Дата основания: 2006

Бюджет на запуск: 30 000 рублей

Планируемый ежемесячный бюджет: 300 000 рублей

ZZ2A9608.jpg

Начало

В цветочном бизнесе я с 12 лет. Сказал родителям: «Хочу работать». Собрался мыть машины, но мама начала протестовать, и в итоге меня устроили на цветочный склад. Прошел все этапы, начиная с уборщика и курьера. Когда стал студентом, попытался открыть свой бизнес в другой сфере, потратил накопленный капитал, но, к сожалению, дело не пошло. Тогда я решил сделать паузу, устроился на работу, переждал, поднакопил денег, хорошенько все обдумал и понял для себя: нужно вернуться в цветочный бизнес и попробовать встать на ноги, двигаясь в этом направлении. В цветах я разбирался, понимал что к чему, было много наработок, и к тому же старт в этом бизнесе не требовал большого капитала.

 ZZ2A9471.jpg

Борьба

Я вернулся на свой оптовый цветочный склад и начал переговоры с руководством. Предложил им идею – открыть розницу. Компания специализировалась на продаже цветов регионам, но какая-то часть товара оставалась нераспроданной и нередко пропадала, если ее срочно не реализовывали. Начались долгие препирания: одни учредители были за, другие против: смущал мой юный возраст. На тот момент я был студентом, мне только исполнилось 21. Полгода я околачивался на складе, пытаясь убедить, что розница – это этап в развитии, но в результате махнул рукой и начал самостоятельно искать заказчика.

ZZ2A9659.jpg

В 2006 году в Москве проходил всемирный чемпионат мира по парикмахерскому искусству, я обратился к организаторам и договорился о сотрудничестве. Пришел на склад и говорю начальнику: «Есть заказ, если не поможете, даже не знаю, что будет». Те махнули рукой, выделили метр стола для работы и дали месяц. Таким образом, на старт я потратил минимум средств. Мы работали вдвоем с флористом Натальей Велиной и поняли, что нашли свою жилу: специализация на составлении дизайнерских букетов.

ZZ2A9508.jpg

Дело пошло: через короткое время мы уже открыли три цветочных магазина. Помогло и то, что Наталья – флорист от бога, наши букеты пользовались спросом. Даже не пришлось давать рекламу, успешно работало сарафанное радио. Сейчас среди наших клиентов такие крупные организации, как Сбербанк, «Ситибанк», «Комус», Академия правосудия.

ZZ2A9538.jpg

Обороты и кризис

Тем, кого интересует цветочный бизнес, хочу сказать, что дело это непростое. С одной стороны, в него можно легко войти, поскольку для старта не требуются крупные суммы, но с другой – есть риск легко прогореть. Все-таки цветы – скоропортящийся товар, их нельзя отложить на полочку и продать в другом сезоне. К тому же нужна своя клиентская база, какие-то наработки. Сверхприбылей не ожидайте. Например, наш доход в месяц составляет в среднем 200 тысяч. При аренде помещения нужно помнить о дополнительных затратах на оборудование, в том числе о покупке холодильника для цветов. Это как минимум 400 тысяч. 

Сейчас обороты в связи с плотной конкуренцией немного падают, и кризис, конечно, влияет. Люди после Нового года в каком-то состоянии анабиоза находятся, но, надеемся, это временное явление. Для составления букетов мы используем и импортные материалы, поэтому себестоимость букетов возрастает. Ценник мы немного изменили, но в целом стараемся держать баланс. К примеру, букет может стоить те же 2000, только по объему будет поменьше.

ZZ2A9612.jpg

Команда

Главное в нашем деле – люди. У нас творческая команда флористов. Все разные, у каждого своя сильная сторона.

Елена, Наталья, Лиза много лет работают во флористике, знают про цветы все и даже больше. Девочки одарены тонким вкусом и делают потрясающие вещи. Постоянно работают пять флористов, но, если приходит большой заказ, приглашаем дополнительно людей на фриланс. Бывает, за один день нужно сделать и 90 букетов, и 300. Особенно жаркие сезоны под Новый год, 14 февраля и 8 Марта. Случается, и ночами не спим, работаем, чтобы к восьми утра с заказом успеть.

ZZ2A9626.jpg

Чудо

У нас не совсем обычное место аренды – часовня на территории московского храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках. Удивительна история, как мы сюда попали. Начну издалека. Один из моих друзей вовлек меня в благотворительность. Нельзя, говорит, в «одно лицо» есть, делиться надо. Мы помогаем московским детским домам: и деньгами, и продуктами, бывает, и при участии наших клиентов. Например, заказчик продал нам машину овощей для детей по сниженной цене. Однажды друг звонит и говорит: надо помочь детской больнице на Ленинском проспекте – туда детей со всей страны привозят, родители бедствуют. Я попросил его за меня пока деньги отдать, обещал вернуть позже. В тот момент мы искали новое помещение. Посмотрел массу всего, но ничего подходящего найти не мог. Время поджимало, в конечном итоге дотянули до того, что вот завтра должны съехать, а некуда. В отчаянии обратился к батюшке храма, расположенного по соседству. Батюшка строго ответил: «Ничего нет для вас». Но я на всякий случай визитку свою оставил. В тот же день вечером приезжает ко мне друг, я отдаю ему деньги, но о проблеме с арендой не рассказываю. Утром встаю, думаю: «Ну, все, конец!» Что делать, не знаю… И вдруг батюшка звонит, нашлось нам все же место на территории храма. Как тут не поверить в то, что Бог поможет, если доброе дело сделаешь!

ZZ2A9487.jpg
Наталья Иванова, управляющая магазином

Какие букеты в тренде

В моде букеты с большим количеством зелени, множеством натуральных деталей, например оформленные ветками эвкалипта, хлопка, полевыми растениями. Ландышем никого не удивишь, но если этот цветок необычного оттенка – другое дело. В целом можно сказать так: в моде экзотика или цветы, растущие у нас, но удивительных оттенков. К примеру, зеленые, фиолетовые, коричневые розы.

Составляя букет, мы ориентируемся на человека, которому его дарят. Обычно мужчины-клиенты не представляют, чего хотят. Иногда их шокируют наши вопросы: «А какая у вас девушка? Какой у нее цвет волос, глаз? Чем она занимается, а главное, какой у нее характер?» Мягкие, спокойные девушки предпочитают нежные цветы пастельных тонов, модные сейчас розы с налетом размытого цвета. Энергичная, яркая девушка, делающая карьеру, предпочтет нечто сверхэкзотическое.

Большую часть времени я занимаюсь администрированием, но не отказываю себе в удовольствии сделать букет своими руками. Это такая радость и одновременно релаксация. За этим занятием мгновенно забываешь обо всех проблемах. Составляя букет, ты думаешь о человеке, которому он предназначен, как будто передаешь ему послание, частичку души. Твоя задача не просто сделать букет, но угадать, что понравится одариваемому человеку.

Мы, русские, любим поразить масштабом, но все же я не советую заказывать 30 или 40 роз, например, на день рождения. Все равно найдется тот, кто принесет 50 и побьет рекорд. Лучше создать букет, который будет нести идею, станет самым запоминающимся.

ZZ2A9610.jpg

Возврат к списку →