Меня знают как Санта-Клауса

13 Января 2016

Компания «Фабрика Санта-Клауса»,
фабрика в концерне фабрик по производству елочных игрушек им. 1 Мая (Пензенская область),
Музей «Фабрика елочных игрушек» в Сокольниках (Москва)
Бюджет на запуск: 3000 долларов
Планируемый месячный доход: 1 миллион рублей

Игорь Хмелев Игорь Хмелев
Статус: совладелец, генеральный директор
Возраст: 43 года
Образование: Радиотехническая академия ПВО (Харьков)
Любимая книга: «Generation П» Виктора Пелевина
Любимый фильм: «Реальная любовь»
Девиз: «Зимой работай, летом отдыхай»

Начало

Я неплохой дизайнер, начинал с того, что верстал макеты. Родом из Клина, но учился в Харькове, заканчивал Радиотехническую академию ПВО. Пока учился, изменились мир, эпоха, поэтому, продолжая обучение в адъюнктуре в Москве, решил открыть свой бизнес в соавторстве с друзьями-однокурсниками. С ребятами мы до сих пор вместе.

Наше рекламное агентство нащупало интересное направление: предлагать компаниям новогодние шарики с логотипами — корпоративной символикой. Как пришла идея? Сам не знаю, может, она родом из детства, ведь мой родной Клин славится старейшей фабрикой елочных игрушек. Сделали свой сайт и подготовились к выставке «Подарки» в Гостином дворе. Шарики с логотипом фирмы раздавали в качестве презентов и, конечно, собственной рекламы. Дело пошло: нам сделали заказы сразу несколько крупных клиентов, и, потратив на выставку 3000 долларов, мы заработали на ней 15 000 долларов.

Фабрика елочных игрушек

Конкуренты

Десять лет назад первый заказ составил около 20 000 шариков с логотипами компаний-клиентов, сейчас мы делаем для них в среднем 200 000 шариков в год плюс производим около 800 000 для розничной продажи. Вначале мы производили игрушки на базе одной из фабрик, имея в распоряжении небольшой цех. Опыт работы в рекламе позволял конкурировать с неповоротливыми производствами. У них все долго и сложно — сначала согласование заказов с финансовым отделом, затем плановым... А у нас все быстро: за день просчитываем, и за 2–3 недели заказ готов. Поскольку скорость исполнения имеет ключевое значение (нередко о сувенирах компании задумываются, когда праздники уже на носу), мы конкурировали достойно.

В Пензенской области есть крупный концерн фабрик по производству елочных игрушек, и пять лет назад мы стали совладельцами одной из них. Ранее, как я говорил, обходились небольшим цехом, но со временем решили: пора расширяться — объемы растут.

Фабрика — это уже другая история. Нужно беспокоиться, горят ли лампочки, отапливается ли помещение, как платить людям летом, когда заказов мало, ведь бизнес наш сезонный.

Фабрика елочных игрушек Фабрика елочных игрушек

Начальник и грузчик

Несмотря на то что я совладелец фабрики и генеральный директор, до сих пор отвожу клиентам коробки с игрушками сам. Это важно для демонстрации персоналу, что я не зажравшийся буржуй, с другой стороны, так у меня есть возможность общаться с клиентом напрямую. Случалось, прихожу в какой-нибудь большой офис с заказом и новогодними поздравлениями, а меня, пытаясь подколоть, спрашивают: «А летом-то вы что делаете?» Отвечаю: «А ничего!» Принцип нашей компании: зимой вкалываем на полную катушку, а летом отдыхаем или работаем по минимуму.

Музей игрушки

Мы не только производим шарики. В зимний период открывает двери наш музей елочных игрушек в Сокольниках. Вообще, при каждой елочной фабрике есть демонстрационный зал, где дети и взрослые могут приобщиться к сакральному процессу выдувания стеклянной игрушки. Но из Москвы в тот же Клин или Павловский Посад по пробкам не наездишься, поэтому для жителей столицы и ее гостей наш музей — альтернатива. Дебют состоялся три года назад, был успешным, и сейчас до середины января, то есть до закрытия, ждем продолжения аншлагов. Экспозиционная площадь составляет 600 метров: пустой павильон мы заполнили сказочными персонажами. Любой музей строится на принципе «вау!», и их должно быть как минимум три-четыре. Мы старались, чтобы у нас «вау!» было еще больше. Ну и репутация обязывает. Компания называется «Фабрика Санта-Клауса», и во многих профессиональных кругах я известен как Санта-Клаус. А значит, обязан удивлять и восхищать.

Фабрика елочных игрушек Фабрика елочных игрушек

Бизнес и характер

Я верю в судьбу и в то, что человек рождается с определенным предназначением. На путь влияет и характер. Я вот веселый экстраверт и просто не могу не придумывать, как композитор не может не писать музыку. Постоянно в голове крутятся идеи. Я — креативщик в классическом смысле слова, могу придумать все что угодно.

С другой стороны, получил серьезное математическое образование. Умение мыслить системно дает способ облекать свои творческие идеи в достаточно стройную структуру. Это очень помогает.

Команда

Живейшее участие в деле принимает моя семья. На супруге Марии, она дизайнер, лежит вся оформительская часть, помогает и теща Татьяна Алексеевна — она администратор музея и хозяйка сказочного домика. Муж главного художника Ольги Нелипы Александр — административный директор. Поскольку проект сезонный, мы набираем сотрудников на 3–4 месяца. Как правило, 70 процентов людей возвращаются. Среди наших экскурсоводов — москвоведы, историки, артисты, люди увлеченные, те, кто умеет создавать атмосферу праздника. Есть и постоянная часть команды, это в первую очередь художники, создающие эскизы, во главе с главным художником. Мастера очень ценятся на рынке, поэтому далеко мы их от себя не отпускаем.

Фабрик не много, но у каждой есть своя изюминка. Например, Клинская восстановила традиции и делает очень хорошую винтажную игрушку. У фабрики в Нижнем Новгороде сильные художественные традиции, потому что она была создана именно художниками. Быстрыми темпами растут польская и украинская игрушки, ну и конечно, китайская. Китайцы начинают производить на удивление стильные и красивые стеклянные игрушки по европейским эскизам. Все быстро учатся, поэтому и нам нужно всегда стараться быть на высоте.


Возврат к списку →