О тех, кто побеждает

11 Февраля 2016

Алексей Улановский, 36 лет
Доцент Высшей школы экономики, кандидат наук, ведущий международных лидерских программ, автор проекта Wellbeing Work Design

Про власть

Лидерство — это, безусловно, про власть. В конце концов, мотивация власти отличает не только руководителей компаний и стран. Она характеризует и тех, кто выбирает быть учителем, консультантом, журналистом. Потому что все это — про влияние на других людей, управление и изменение чьих-то взглядов и поведения. С другой стороны, образ глобального лидерства последние пару десятилетий претерпевает радикальные изменения. От модели лидера как властного, доминантного, холодного правителя он заметно сместился в сторону модели человека оптимистичного, заряженного на развитие себя и других, служащего другим. Одна из свежих теорий лидерства — служащее лидерство, servant leadership, рассматривающая лидерство как акт служения другим людям. Лидер в этой новой модели ставит во главу угла потребности своих последователей и подчиненных, помогает им развиваться и выполнять свою деятельность наилучшим образом.

Тренируемая личность

Бывают ситуации, когда ты побеждаешь, бывают — когда даешь маху. «Достигающего» человека, который умеет преодолевать свои неудачи и невезуху, отличает как минимум одна особенность: он относится к своим качествам и способностям не как к чему-то раз и навсегда данному, а как к тому, что можно продолжать развивать, тренировать. В конце концов, я разделяю точку зрения ряда признанных авторитетов в области лидерства о том, что лидер — это «рукотворная», тренируемая личность, а не тот, кто владеет врожденным и предзаданным набором каких-то качеств.

Коучинговый стиль

Признаться, один из вопросов, который сильно увлекает меня лично: какие новые навыки требует и будет еще больше требовать будущее от лидеров? Ведь очевидно, что уже сейчас руководители не могут делать то, что делали еще 10–15 лет назад. Например, все сложнее безапелляционно отдавать приказы людям. Ты можешь это сделать раз, два, но завтра человек или команда взбунтуется либо уйдет от тебя. А значит, нужно в своем арсенале иметь не только командирский стиль, но и гибкий, индивидуальный, «коучинговый». Кроме того, способность договариваться, порождать взаимное доверие в своей команде. Есть также целый ряд необходимых для будущего навыков, и это касается всех людей, а не только лидеров: способность к постоянному пожизненному переобучению, разноплановая компетентность, способность выдерживать неопределенность, противоречивость, способность быстро восстанавливаться.

Что главное

Какой из навыков наиболее фундаментален для лидера? За столетнюю историю исследований лидерства ученые так и не пришли к какому-то одному или даже нескольким универсальным навыкам или чертам. Но если все-таки говорить о весе некоторых из них, я бы поставил во главу угла лидерскую коммуникацию. В рейтинге опросов топовых менеджеров и руководителей мировых компаний коммуникативная компетентность неизменно стоит на первом месте среди всех других компетенций, поспособствовавших в продвижении по карьерной лестнице и личных достижениях.

ВЫВОДЫ

А теперь практические выводы. Хорошему лидеру надо элементарно больше общаться с людьми. Эффективный лидер в общении проводит до 70% своего времени, собирая данные и перекрестно разговаривая с людьми на всех уровнях: с подчиненными, своим руководством, коллегами, клиентами. Это критически важно в отдельные периоды, например, когда подводятся итоги года, формируется видение, стратегии, сценарии развития ситуации в отделе и на рынке, планы действий.

Грамотный лидер обращает внимание на формат и процесс совещаний, а не только на содержание и предмет дискуссий. Мы очень часто циклимся на том, что обсуждается, не замечая то, как мы это делаем. Между тем формат, атмосфера в группе, утомленность участников и эмоции предопределяют больше, чем выверенные аргументы, данные статистики и мнения. Развивать в себе способность не только говорить, но и наблюдать за своей группой — важнейший навык. Есть и конкретные рекомендации: к примеру, начинать групповые обсуждения лучше не с «драматизации» проблем, а с чего-то более конструктивного, маленьких позитивных сдвигов или личных хороших новостей.

Какие существуют современные методы по развитию лидерских качеств?

  • Главный, если не единственный, звучит просто — глубокая личностная проработка и долгосрочное саморазвитие. Рекомендую найти коуча — профессионала, с которым можно свободно обсуждать различные рабочие ситуации, эмоции, цели, карьеру. Это помогает исследовать себя и развивать свои сильные стороны, узнавать свою теневую сторону: повторяющиеся поведенческие паттерны, противоречия, внутренние ограничители и конфликты, которые мешают быть эффективными и получать удовольствие от работы, отношений с людьми, жизни. Они заставляют нас двигаться по кругу, оставаться почему-то всегда на «вторых ролях», не доводить начатое до конца. Познание своей явной и теневой части — важная задача лидера.
  • Опираясь на опыт международных программ развития лидерства, могу порекомендовать несколько эффективных методов, которые помогут вам на пути становления как лидера.
  • Ведите лидерский дневник — постоянное или периодическое, структурированное по какому-то шаблону или свободное письмо. Записывайте мысли, инсайты, идеи, наброски целей и проектов. Мы живем в быстрое, «клиповое» время, и рефлексивное письмо помогает сверять, соединять, интегрировать различные вещи для себя.
  • Уделяйте время 5—15-минутным уединениям-медитациям среди дня или утром. Можно использовать mindfulness — практику осознанности, которая внедряется сегодня в крупнейшие мировые компании как каждодневная производственная практика. Она означает направление внимания определенным образом: намеренно, в настоящем моменте и безоценочно. Mindfulness помогает принимать правильные решения. На русском языке можно найти много книг и статей об этой практике, хотя суть всех подобных созерцательных практик проста: уделить внимание своему состоянию, обратить внимание на свое дыхание, несколько минут побыть включенным в происходящее «здесь и сейчас».
  • Посещайте различные встречи-саммиты с внешними коллегами из других компаний, на которых обсуждаются актуальные вопросы вашей области или общие вопросы управления в нынешних реалиях. Это способствует обмену опытом, перениманию лучших практик и нетворкингу. Ну и, конечно, по возможности участвуйте во внутренних программах развития лидерства, когда они проводятся в компании, — хорошие программы помогают системно развивать лидерский потенциал.
  • Читайте автобиографии лидеров, чья деятельность, образ, стилистика близки вам и дают личные инсайты. Чтение подобных историй формирует позитивные ролевые модели и помогает в выработке своего фирменного лидерского стиля.

Возврат к списку →