Друг ты мне или не друг?

25 Ноября 2016

Полезна ли конкуренция внутри коллектива? Нужно ли создавать ее искусственно? Помогает ли она поднять выручку или только создает дополнительные проблемы? Коуч и бизнес-консультант Анна Рыжикова знает ответы на эти вопросы.


Среди прочих особенностей русского менталитета – стремление к сплоченности: нам свойственно идти плечо к плечу, быть «один за всех и все за одного» и, вообще, мы нация коллективная. Все вместе, дружно мы часто добиваемся больших результатов. В отличие, например, от американцев, которые создают конкуренцию внутри коллектива искусственно, сталкивают лбами сотрудников и таким образом нередко достигают суперуспеха.

Суммируя полученные знания и опыт в нашей стране и на Западе, смело могу сказать – все хорошо в меру. Конкуренцию внутри компании создавать можно и нужно. Главный вопрос: а как и при каких обстоятельствах?      

Главное – постепенно. Особенно, если в вашем коллективе давно и слаженно работает команда. Тогда любое неожиданное изменение мотивации или соревнование может повернуть ваш корабль так резко, что «непристегнутые пассажиры» попросту улетят за борт. В таком случае следует попробовать популярные виды внутрикорпоративной конкуренции – конкурсы либо соревнования индивидуальные или между отделами в одном лояльном департаменте. Именно при коллективной конкуренции большинства проблем, сопряженных с подобной встряской, можно избежать, а плюсы сработают.


Зачем это нужно?


  • Рост производительности. Даже если все работают хорошо и ровно, а организация нуждается в новом рывке, внутренняя конкуренция создаст этот рост и увеличит «хорошо» до «отлично».

  • Кадровый резерв, карьерный рост и естественный отбор. При внутренних конкурсах или соревнованиях у сотрудников есть возможность проявить себя, а у руководства выделить лучших и без дополнительных ассессментов повысить лучших и проститься с отстающими. Кстати, часто те, кто не хочет и не любит работать, в таких случаях отсеиваются сами.

  • Экономичная мотивационная модель. Если у организации пока нет возможности регулярно мотивировать и поощрять всех, то, создав конкурс или соревнования, можно поощрять победителей.
  • Банк идей и инноваций. Можно получить много новых идей, как улучшить результаты, и, возможно, открыть новые направления и пути развития.
  • Сплочение команды. В том случае, если соревнуются отделы, например, то проявляются признаки тимбилдинга. А следовательно, улучшается не только индивидуальный, но и общий результат.



Минусы тоже есть, или Где стелить соломку?


  •   На войне любые средства хороши. Но важно, чтобы борьба специалистов не переходила в борьбу личностей. Иначе все силы уйдут на выяснение отношений.
  • Исчезает наставничество, каждый сам за себя. Если конкуренция в компании только индивидуальная, то помощи и взаимовыручки в коллективе можно не ждать.
  •   Текучка кадров. Не все выдерживают конкуренцию, стрессы, давление.
  • Повышается конфликтность и общая напряженность. Возможны неконтролируемые вспышки, и должен быть кто-то, кто сможет это погасить.
  •   У самых успешных сотрудников результативность может снизиться, если они не смогут удержаться в гонке за выигрышем.

 


У вас все хорошо, если:


  • вы искренне радуетесь за коллегу, ставшего лучшим на неделе, и верите в то, что этот успех может быть и у вас;
  • вы ощущаете азарт и удовольствие от каждой ступеньки, приближающей вас к результату, в процессе игры вы узнаете много нового и повышаете свой профессионализм; 

  • вы понимаете, что цель не только выиграть; вы получаете удовольствие и от процесса, потому что любите свою работу и цените своих коллег;

  • как и у настоящих спортсменов, поражение – это дополнительный стимул тренировок; и вы, не останавливаясь, продолжаете увеличивать свои результаты и находить новые способы стать лучшими.

           


У вас все не очень, если:


  • каждое утро вы не хотите идти на работу;

  • когда вы пришли – каждый день как последний, умру, но сделаю больше всех;

  • вы не доверяете коллегам и помогать никому не собираетесь – зуб за зуб, глаз за глаз;

  • как только вы узнаете, что коллега сделал больше, вы начинаете его недолюбливать;

  • уже к среде вы мечтаете о пятнице и чувствуете себя уставшим и выжатым;

  • вам сложно назвать цели и задачи компании, но вы легко можете ответить на вопрос, сколько нужно продать/сделать на этой неделе.



Какие «лекарства» от этого помогают?


  • прежде всего поймите настоящую причину. Если это несчастная любовь или физическое недомогание, корпоративная конкуренция точно ни при чем;
  • постарайтесь не вступать в конфронтацию, избегайте конфликтов, держите себя в руках – нервные клетки не восстанавливаются и криком точно еще ни одна проблема не решалась;

  • не держите в себе накопившиеся мысли: поговорите с руководителем или с коллегами – если чувствуете, что не сможете сдержать эмоции, изложите, что вам мешает выполнить задание и – в идеале – ваши предложения, как изменить ситуацию, в письме;

  • напишите для себя пять – семь плюсов конкуренции на работе, это лучший способ найти для себя то, ради чего вы начнете работать и получать удовольствие.

Читайте также

Возврат к списку →