Путь Шантарам

24 Октября 2014
Текст: Елена Гурдина

Сначала был кофе

Утомленные длительным перелетом, мы с подругой зашли подкрепиться в кафе в двух шагах от вокзала – Indian Coffee house. Снаружи это похожая на маяк башня из красного кирпича со странными треугольными окнами. Внутри сюрприз: оригинальный спиралеобразный дизайн! Столики идут вверх по спирали, в поисках свободного места посетители постепенно подбираются к верху башни. Официанты похожи на слуг махараджи – все в белоснежной униформе и забавных тюрбанах. LEN_0941_cmyk.jpg

Вторым сюрпризом стали цены в меню. Такое впечатление, что их не повышали со дня открытия заведения. А основано оно в 1936 году! Еда оказалась и на удивление вкусной: манго-ласси, слоеные лепешки паратха и, конечно, рис бирияни. С одной оговоркой: кофе в Индии готовить не умеют совсем. Неподражаемую бурду подадут, даже если вы в кофехаусе в штате, подарившем миру знаменитый кофе Малабар.

По маслу

Решив несколько дней отдохнуть на море, мы отправились на ближайший курорт Ковалам. Керала – мировой центр аюрведы, поэтому у каждого жителя найдется что-то аюрведическое на продажу: массажное масло, травяные сборы, бальзамы, кремы и множество целебных мазей от всех болезней на свете. Район пестрит школами йоги, в меню каждой забегаловки обязательно будет особый аюрведический чай. В первое же утро, отправившись на массаж, я стала жертвой специалиста по аюрведе. Первые полчаса меня обмывали душистыми настоями из трав, затем отправили в комнатушку вроде нашей парилки, но с низкой температурой (на улице было теплее), а затем старательно умаслили с ног до головы, не забыв хорошенько обработать волосы. После массажа я вышла на пляж, нырнула в море и смыла с себя остатки масла.

Море в Керале такое же теплое и красивое, как в Гоа. Сотни километров убаюкивающе белых песчаных пляжей, растянувшихся вдоль волн, уходят до горизонта куда-то в сторону Экваториальной Африки.

Зимой в Коваламе – большие волны, рай для серфингистов. Главная достопримечательность пляжа – скала с маяком. За небольшую плату на маяк можно подняться, чтобы одним взглядом окинуть необъятные побережья. Вечером туристы бродят по набережной, выбирая место для ужина. Мы не раз прошли туда и обратно, прежде чем выбрать местечко с лучшим видом и приемлемыми ценами. Почти перед каждым ресторанчиком – богатый выбор свежих морских гадов: барракуды, окуни-снепперы, креветки размером с дальневосточных крабов, деликатесная рыба-меч.

Лучший в мире ананас

Через день – смена морских декораций. Мы перебрались на новый, не менее известный курорт Варкалу. Поселились в бунгало подальше от курортной зоны, в тихом местечке с зеленой лужайкой и собственным ресторанчиком с большой верандой на крыше второго этажа и видом на море. На завтрак получили громадный ананас, вкуснейшие желтые манго, папайю, мандарины и мини-бананы. Все дешево, только яблоки в Индии привозные, поэтому дорогие. Ананас в индийском варианте оказался самым вкусным фруктом на земле.

Чтобы уехать еще дальше от суеты, мы взяли скутер, отправились колесить по окрестностям и оказались в ашраме Шивагири матт, который посвящен Шри Нараяне – самому выдающемуся гуру Кералы. К храму пришлось продираться через растянувшиеся на километры толпы последователей гуру, одетых в желтые одежды. По дороге, проходящей вдоль побережья, мы отъехали километров на пятьдесят и оказались у моря. Совершенно безлюдный пляж, вернее, просто широкая полоса песка, рядом рыбацкие лодки и высыпавшие поглазеть на нас ребятишки. Море спокойное. Дорога, по которой мы ехали, проходила мимо бесконечных деревушек и была пустой. Можно часами не спеша ехать и наслаждаться видами, отвлекаясь лишь на приветствия местных жителей.

Динамично и недорого

Следующей точкой нашего маршрута был город Алаппужа, он же Аллеппи. Отсюда стартуют многодневные круизы по знаменитой разветвленной системе каналов, или «бэквотерс». Катание по этим каналам – главный аттракцион Кералы. Можно выбрать круиз на любой вкус: любители многодневных неспешных передвижений арендуют на несколько суток плавучий дом – кеттуваллам, сделанный по подобию исторических рисовых барж. По сути, это маленький личный отель со всеми удобствами, кондиционером и поваром. Такое развлечение весьма недешево, кроме того, утомительно и однообразно. Поэтому мы взяли более динамичный и во много раз более дешевый вариант – прогулку на каноэ. К месту старта добрались на пароме, он шел час и делал множество остановок, на которых в основном подбирал школьников. На борту стоял гам, а паром был забит под завязку, так что ехать пришлось стоя. На причале нас встретил лодочник Сада. Первым делом мы пошли знакомиться с его семьей. В небольшом деревенском домике нас напоили чаем и накормили блинчиками перед дорогой. Затем мы прошли к нашему каноэ: уселись впереди под крышей, обложившись многочисленными подушками. Сада остался сзади, чтобы управлять лодкой. Прогулка началась с маленьких уютных каналов, где громадные плавучие дома не пройдут. Мы проплывали мимо домишек и наблюдали за повседневной жизнью индусов: женщины занимались стиркой и мытьем посуды, мужчины ловили рыбу или что-то строили. Все утопало в зелени, по бокам медленно ползли сочно-зеленые рисовые поля, сверху свисали огромные листья кокосовых пальм и деревьев с необычными огромными цветами.

Наконец мы влились в большой канал, где уже выстроилась колонна кеттувалламов. Похоже, образовалась пробка. На борту виднелись скучающие туристы. Мы обогнали вереницу плавучих домов и снова нырнули в канальчик. Через какое-то время сделали остановку, чтобы размять ноги и прогуляться к местной достопримечательности – католической церкви. Рядом стоял индуистский храм с фигурками змей и деревом, увешанным яркими тряпочками. После многочасового заплыва по местным заводям, Сада снова привез нас к себе домой, где предложил отобедать вместе с его семьей. Обед состоял из традиционной керальской пищи: на банановом листе скромно лежала маленькая рыбешка, кусочек омлета, хрустящие пападамы, рис с острым чатни, горка жареной капусты и индийские соленья. К парому он нас провожал сытыми, накатавшимися и счастливыми.

На следующий день мы снова сели на мопед и двинулись в сторону города Кочи. Хозяин нашего гестхауса очень рекомендовал завернуть на пляж Марари бич. Ехать на скутере 40 километров, но оно того стоит. Пляж почти безлюдный, с белоснежным песком и прозрачным спокойным морем. Вечером я наблюдала один из красивейших закатов. Мы слегка заплутали, немного не доехали до Кочи и оказались в сетке каналов. Оранжево-желтое небо отражалось в воде по обе стороны от дороги, свет был поразительно мягким и теплым. Скоро огромное красное солнце утонуло в темной зелени пальм. Обратно пришлось возвращаться в темноте.

Обратная сторона

Решив, что моря с нас хватит, мы отправились в горы. Сев на автобус, поехали в город Муннар. Поездка стоила меньше 10 долларов за двоих, время в пути – около 7 часов. В Муннаре мы оказались к 11 вечера, что для Индии уже глубокая ночь. Выехав в легких шортах и майках, в горах мы начали стремительно замерзать. Товарищ, который обещал встретить, не появился. Автобус ушел, а мы растеряно топтались в темноте, не представляя куда идти.

Улочка, на которой мы оказались, больше напоминала картину постапокалипсиса. Костры, все в дыму, люди, завернутые в одеяла, ушанки и ватники, толпятся в чем-то вроде огромной уличной столовой. За длинными столами индусы сидели с жестяными мисками и ели какую-то похлебку из огромного котла. Еда оказалась вкусной. Мы разговорились с местным рикшей, который все же дозвонился до нашего друга, и скоро у нас была крыша над головой. Не более того. Утром объявился Муфу, с которым мы познакомились еще в Аллеппи, извинился и отвез нас в шикарный по местным меркам хоумстей. Надо сказать, если жилье держат христиане – комната будет в разы чище. В нашей даже была горячая вода.

Чтобы искупить вину, Муфу устроил нам волшебную прогулку в горы. Его моторная повозка – тук-тук – была особенной. У нее имелся люк в крыше, что позволяло при желании ехать стоя и любоваться окрестностями. Холмы были покрыты сплошным ковром чайных кустов, похожих на зеленое море. Попадались квадратики огородов, которыми очень гордятся муннарцы. Из-за разницы температуры на побережье и в горах нам пришлось надеть весь имеющийся запас одежды, но в продуваемом тук-туке все равно было нежарко. Муфу привез нас на горное озеро Маттупетти – излюбленное место отдыха местных жителей. Здесь можно покататься на слонах, пострелять из допотопного пневматического ружья, прокатиться с ветерком на моторной лодке или прогуляться на катамаране. Все это сильно напомнило наш Парк Горького советских времен.

Оставили на чай

На следующий день Муфу подрядил своего брата покатать нас на джипе и отвезти на чайную фабрику. Джип с забавным названием «Махиндра» вытворял чудеса на узкой и каменистой горной дороге. Самая страшная и разбитая российская дорога по сравнению с этой – суперавтобан. По склонам чайных плантаций мы забирались на два километра вверх, с каждым зигзагом дорога становилась все круче. Приходилось разъезжаться со встречными грузовичками, спускавшими в долину чайный лист. Около двух часов наша «Махиндра» карабкалась вверх, пока мы не достигли вершины.

Как гласила табличка, «Колуккумалай – самая высокая органическая чайная плантация в мире». В бескрайнем зеленом лабиринте женщины неспешно собирали чайные листочки. Мы же направились на фабрику. За небольшую плату гид, любитель русских монеток, провел нас по помещениям фабрики, показав весь процесс производства чая: от сушки, именуемой в модных журналах словом «ферментация», до упаковки. В конце экскурсии нас отвели в магазинчик, где предложили купить по пакетику местного чая. К сожалению, на вкус чаек оказался средним, но уж очень хотелось привезти с собой сувенир.

Рано утром на машине мы отправились в сторону столицы, чтобы успеть к вечернему вылету в Дели, а оттуда в Москву.