Стиль и этика: Уроки тибетского

29 Июля 2015

Уроки тибетского

Наблюдая за жизнью буддийского монаха, корреспондент OFM Ольга Сафонова убедилась, насколько толерантна религия Востока. Другой наш автор, историк и последователь учения Будды Елена Пономарева, проштудировав лекции Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо и его труд «Этика для миллениума», пришла к тому же выводу. Его святейшество озвучивает парадоксальную для религиозного лидера мысль: не обязательно быть верующим — достаточно быть просто хорошим человеком.

Начало дружбы

Согласно ведам, если твоим наставником становится монах, это божье благословение. Мне повезло: два месяца я жила при буддийском храме в Таиланде, общалась с монахом по имени Пи Бой, беседовала с ним и даже удостоилась чести сделать фотопроект с его участием.

Немного о том, как я оказалась в Таиланде. Я родилась на Украине, в городе Сумы. Окончив университет, решила путешествовать. За год объездила Европу, но в итоге обосновалась в Таиланде, на Пхукете. Меня всегда интересовала Азия, буддизм, так что истинная причина того, что я вот уже два года живу в этой стране, — духовные запросы. Зарабатываю тем, что пишу статьи, провожу свадебные фотосессии, но главное — занимаюсь практиками.

С Пи Боем мы познакомилась через мою тайскую подругу, в то время он еще не был монахом. Пи Бой и его брат Пи Биг импортируют тунец в ближайшие к Таиланду страны, держат ресторан. Пи Бой попросил меня перевести с английского на русский меню, и это стало началом дружбы.

Уроки тибетского

Далай-лама о религиозности

— Все мы, люди, можем жить совсем неплохо и не обращаясь за поддержкой к религии. Я прежде тибетец, а уж потом далай-лама, и я просто человек, прежде чем тибетец. Поскольку большинство не следуют религиозной практике, я стараюсь отыскать путь, который подходил бы всем людям, независимо от их веры. Можно быть вне религии, однако без основных духовных качеств нам не обойтись — любви и сострадания, терпимости, способности прощать.

О добре и зле

— Мы не имеем средств к различению добра и зла, если не принимаем в расчет чужие чувства, чужие страдания. Одним из факторов, определяющих, является ли поступок этичным или нет, будет его воздействие на переживания счастья другими или их надежды на счастье. Действие, препятствующее тому, чтобы окружающие нас люди чувствовали себя комфортно и хорошо, потенциально неэтичное действие.

По воле родителей

Затем я оставила Таиланд на полгода, а когда снова вернулась, узнала, что Пи Бой ушел в монахи, чтобы уважить пожилых родителей. По религии буддизма, необязательно быть монахом всю жизнь, можно стать им на время. Так поступил и Пи Бой. Его родители, пожилые люди, сказали, что, когда они покинут этот мир, на том свете им будет хорошо, потому что их сын прошел путь монаха.

На протяжении двух месяцев через день я приходила в буддийский храм и каждый раз делала заметки, а когда была возможность, снимала своего друга на камеру. Пи Бой помогал мне справиться с внутренними переживаниями, наставлял на путь веры.

Первое время, находясь в храме, я боялась нарушить правила. Любое некорректное действие могло показаться неуважительным по отношению к Пи Бою и остальным монахам. Мне нельзя было к нему прикасаться, сидеть выше, громко смеяться или разговаривать, носить короткую одежду, оголять ноги и плечи. Но все эти сложности не сравнить с жизнью монаха — Пи Бою нужно было следовать 150 правилам!

Одним из них было соблюдение режима дня. Утро священнослужителей начинается в 3:00. В это время все в мире уравновешено, он настраивается на правильный лад. В 4:00 монахи совершают утреннюю молитву, в 5:30 проходят длинный путь по улицам острова без обуви и принимают подношения прохожих. Затем завтракают и убирают в храме. В полуденное время монахи беседуют друг с другом, читают святые книги, учителя рассказывают об учении Будды. Вечером все снова молятся и ложатся спать в 21:00.

Уроки тибетского

О поступках

— Каково общее состояние сердца и ума человека во время того, как он действует и говорит, то есть влияет на других? Если они благотворны, то отсюда следует, что и сами наши поступки будут благотворны. Если сердце и ум в смятении, наши действия будут почти наверняка разрушительны для счастья других. Цель духовной и этической практики — трансформация и совершенствование состояния ума и сердца. Именно так мы становимся более хорошими людьми.

Об обманчивой мягкости

— Если наши действия выглядят мягкими, это не значит, что на деле они этичны. Так, если мы намереваемся обмануть кого-то, притворная доброта — наихудший поступок. Хотя при этом не используется сила, такое действие — безусловное насилие. Не только потому, что в итоге оно может причинить вред, но и потому, что разрушает доверие человека и его надежду на правду.

Чистый и безликий

Привести своего сына в храм может отец, либо уже зрелый человек сам решает стать монахом. Кто-то уходит в монастырь из-за неразделенной любви, горя в семье или если некуда податься. Я вела беседы в храме и с другими монахами, которые служили много лет. Они выглядели более сдержанными, уравновешенными и умиротворенными по сравнению с новичками.

Едят монахи немного, пища однообразна. Меня интересовал вопрос, почему монахи бреют голову и брови, на что Пи Бой ответил: «Нет волос — нет проявления личности». Одна из целей монашества — стать безликим, стяжать благочестие, чистоту, отрешенность, самопожертвование, служить Богу и людям. Если монах принял решение перестать служить, а после захотел вновь вернуться, он снова становится учеником. Меня очень удивило, что из двадцати монахов, живущих в храме, пятеро были ледибои. На севере Таиланда, в Чианг-Мае, монахи-ледибои могут даже наносить макияж и ходят в кимоно.

О детях

Уроки тибетского

— В детях мы видим то, что является прирожденными свойствами человеческой природы, пока она не искажена привнесенными идеями. Мы обнаруживаем, что совсем маленькие дети не особенно отличают одного человека от другого. Даже когда дети подрастают, они не слишком интересуются разницей между расами, национальностями, религиями и их происхождением. Когда они встречаются с другими детьми, то не станут обсуждать подобные темы. Они сразу же займутся куда более серьезным делом — игрой.

О гневе

— Если гнев становится привычным состоянием, люди начнут избегать нас. Они скажут: «О да, он очень умен, но у него, знаете ли, уж очень плохой характер» — и будут держаться от нас подальше. Точно так же, как мы с опаской смотрим на собаку, которая постоянно рычит и скалит зубы, мы держимся осторожно с теми, чьи сердца постоянно кипят гневом. Если мы хотим быть счастливы, то должны сдерживать свой отклик на негативные мысли и чувства.

Об улыбке

— Мне способность людей улыбаться кажется одним из наилучших наших качеств. Я лично всегда ощущаю некоторое любопытство, если я улыбаюсь кому-то, а человек остается серьезным и никак не откликается. Но когда мне отвечают, мое сердце наполняется радостью. Почему? Ответ очевиден: искренняя улыбка затрагивает в нас нечто основополагающее — нашу естественную тягу к доброте.

Проверка

Пи Бой рассказывал мне о том, что с ним происходили необычные явления, когда он только поселился в монастыре. Духи пытались пугать его на протяжении несколько дней: это означало, что они проверяют его на стойкость. Другие священнослужители делились историями о том, как видели призраков святых монахов. Духи тоже имеют классификацию: высшие, чистые духи могут проявляться в теле живущего, но только на время. Просматривая фотографии, которые сделала в начале проекта, я заметила, что черты лица моего друга спустя два месяца стали намного мягче, а взгляд — чище. Это было невероятно — замечать такие изменения!

О силе духа

— Лопон-ла — монах из Намгьяла, собственного монастыря далай-лам. После моего бегства из Тибета Лопон-ла стал заключенным. Когда его наконец освободили, он получил разрешение уехать в Индию. Я не виделся с ним более 20 лет, но он остался таким же, каким я его помнил. Конечно, он выглядел старше, но физически был цел и невредим, и его ум ничуть не ожесточился. Он сохранил свою мягкость и безмятежность. Однако, поговорив с ним, я узнал, что с ним очень жестоко обращались в течение долгих лет заключения. Когда я спросил его, боялся ли он, он признался, что было кое-что пугавшее его: он опасался, что может утратить сострадание к своим тюремщикам.
Терпеливость и стойкость духа — вот два слова, которые передают смысл тибетского термина «so pa». Когда человек развивает это качество, он обретает самообладание при любых бедствиях. Мы не можем говорить о so pa, если внешне проявляем терпение, но делаем это со скрытым возмущением. Если, например, руководитель по службе нас чем-то обидел, то, хотя мы и вынуждены уступить ему вопреки своим чувствам, это не so pa. So pa — когда ты способен преодолеть собственную обиду и не ответить злом на зло. И это полная противоположность трусости. Трусость рождается, когда мы из-за страха теряем уверенность. Терпеливая сдержанность означает, что мы сохраняем твердость духа, даже когда нам страшно.

О благотворительности

— Правда то, что у меня есть несколько дорогих наручных часов. И хотя думаю, что, если продать их, я бы, пожалуй, смог построить на эти деньги несколько домов для бедных, я до сих пор не сделал этого, и я должен признать расхождение между собственными принципами и практикой в некоторых областях. В то же самое время я не верю, что каждый может или должен стать таким, как Махатма Ганди, и жить так, как живет бедный крестьянин. Такая самоотверженность прекрасна и достойна величайшего восхищения. Но пароль другой: делать столько, сколько можем, не впадая в крайности.

Возврат к списку →